Курс "Как искать своих предков"    Запись здесь

Верх-Невинский завод. Единоверческая церковь. Екатеринбургский уезд

Верх-Невинский завод единоверческая церковь. Воскресенская и Николаевская  церкви. – В заводе с первых лет его существования проживало много раскольников беглопоповцев, пользовавшихся покровительством заводских управителей. Для совершения треб, в заводе в 20-х годах 19 столетия жил беглый священник Владимирской г. Шуйского у. Благовещенской церкви с. Лопатинского Парамон Лебедев. В 1820 году среди селения была выстроена управляющими В.-Исетскими заводами- Полузадовым и Китаевым обширная деревянная на каменном фундаменте часовня для раскольников. Здание устроено было двухэтажное; в верхнем помещался алтарь и трапеза, вмещавшая до 1500 человек, в нижнем – крестильня и исповедальня. Несколько лет позднее другой управляющий Зотов вздумал устроить в Верх-Нейвинске мужской раскольнический скит и для этого выстроил вблизи завода на горе каменное здание. Так как со вступлением на престол Императора Николая Первого скита устроить не пришлось, то раскольники в выстроенном здании устроили часовню для отпевания умерших. В конце 1839 года была выстроена в Екатеринбурге единоверческая церковь Рязановыми и строители пожелали иметь в своей церкви священником Парамона Лебедева, как твердого хранителя древних обрядов. Горный Начальник генерал Глинка нашел возможным удовлетворить желание Екатеринбургских единоверцев, приказал исправнику привезти в Екатеринбург священника П. Лебедева и пригрозить последнему, что отошлет его к Владимирскому архиепископу, если он не согласится выполнить просьбу Рязановых. Лебедев предпочел согласиться, принес церковное покаяние и  Пермским Архиепископом Аркадием был допущен к служению в Рязановской церкви. Таким образом раскольники – беглопоповцы в Верх-Нейвинске остались без священника и службы у них исправлялись головщиками. С этого времени и начинаются обращения в единоверие. В 1847 году в Верх-Нейвинском единоверческом приходе, открытом в 1839 году, было уже так много прихожан, что по их просьбе заводовладелец перестроил каменную часовню на горе в церковь, приделавши к ней каменный алтарь и деревянную колокольню. Первого февраля 1848 года церковь была освящена в честь Воскресения Господня. Другая раскольническая часовня в это же время была опечатана гражданскими властями и потом со всеми принадлежностями – иконами и книгами передана причту единоверческой церкви. В 1878 году к этой часовне пристроили колокольню и в 1882 году 10 января освятили во имя Святого Николая Мурликийского Чудотворца. Поводом к устройству новой церкви было дальнее расстояние от селения и теснота первой Воскресенской церкви. В нижнем этаже Николаевской церкви помещается церковно-приходская школа. Прихожан числится в настоящее время: 780 мужского пола и 770 женского пола, уклонившихся в расколе 171 мужского пола и 178 женского пола. Часть прихожан живет в деревнях: Тарасковой, Пильниковой и Таватуе. Последняя от завода в 20 верстах и известна, как одно из древнейших поселений раскольников – поморцев, существовавшее еще в начале 18 столетия. После застроения Екатеринбурга, жители Таватуя определены были к заводским работам. Из Таватуя исходила впоследствии пропаганда поморского толка в селениях Урала.       

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.

Другие статьи этого раздела:

                                      



Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!