Курс "Как искать своих предков"    Запись здесь

г. Ирбит

Г. Ирбит Ирбитский уезд лежит под 57° 41´ с. Ш. и 63° 2´ в. д. от Гринвича, при слиянии р. р. Ирбити и Ницы, с правой стороны, возвышаясь над уровнем моря на 66, 8 метра. От епархиальнаго города Ирбит находится – в 240 в., на восток. Местность, занимаемая Ирбитом, заметно разделяется на две различных части: на низменную – болотистую, идущую на сев.-восток, и возвышенную – холмистую, идущую на юго-запад. Почва черноземная с глинистой подпочвой. Климатическия условия не могут быть названы благоприятными, так как зимою здесь свирепствует холод, а летом бывает палящий жар. Болотистая местность способствует образованию сырости в воздухе и сырости в жилых помещениях и если к этому прибавить недостаток  в воде, годной к употреблению (р. Ирбит сильно загрязнена, а р. Ницца имеет мутную илистую воду), то условия жизни в г. Ирбите нужно признать неблагоприятными для здоровья, и население города, по изследованию и заключению доктора П. И. Серебреникова, вымерло-бы, если-бы не пополнялось пришлым элементом. Колонизация Ирбитскаго края началась в первой половине XVII в. Почти одновременно были основаны следующия слободы: Невьянская, Рудная, Ницинская, Ирбитская, Киргинская, Верх-Ницинская, Чубаровская, Краснослободская (острог) и др. Все оне находились и находятся недалеко одна от другой. Открытие в 1628 г. железной руды около нынешней деревни Рудной, плодородие почвы, при существовании сплавной реки Ниццы, богатство лесами и пушниной и открытие в то время соликамцем Артемием Софоновым Бабиновым новой дороги чрез эти края в Сибирь способствовали быстрому заселению этого края. Основание Ирбитской слободы относят к 1631 – 1632 г. В исторических актах, изданных Археографическою Комиссиею, о времени образования г. Ирбита имеются следующия данныя: осенью 1645 г., когда было приступлено к размежеванию границ между Верхотурским и Туринским уездами, вследствие претензии Туринских крестьян и ясачных татар на земли слобод Невьянской и Ирбитской, старожилы указанных слобод между прочии показали:… «они поселены с Верхотурья в Невьянской волости и переведены из Казани и тому 24 года, а в Ницинской слободе 19 годов, а в Ирбитской слободе 14 годов»… В регулярную слободу Ирбитская слобода обращена в 1633 году и тогда же на нее возложено было обязательство платить в казну оброк натурой – 180 четвертей ржи и 225 четв. овса и на дощаниках по р. Нице сплавлять то и другое в Сибирь для продовольствия служилых (военных) людей. Центральное положение Ирбитской слободы среди других русских слобод, судоходность р. Ницы,  местное богатство пушниной, безопасность вновь проложеннаго Бабиновым пути из России в Сибирь и, наконец, съезжий праздник в слободе в день Богоявления Господня, положили начало Ирбитской ярмарке, которая развилась так быстро, что в 1643 г., т. е., через 11 – 12 лет после основания поселения, Царь Михаил Феодорович особым указом утвердил ея существование. В настоящее время Ирбитская ярмарка по оборотам считается второй в России. В 1775 году, в благодарность жителям Ирбитской слободы за их верность престолу во время пугачевскаго бунта, Ирбитская слобода возведена в уездный город и ему даровано много  льгот по торговле и право свободно возводить торговыя помещения. Основание Ирбитской слободе положено Верхотурским слободчиком Иваном Спицыным. Первыми насельниками ея были 33 семьи поселенцев из г. г. Верхотурья и Казани. Затем Иван Спицын, по указу царя, «вновь прибрал сюда охочих людей», а частью перевел из других слобод 20 человек крестьян. В состав населения Ирбитской слободы вошли и туземцы – татары, с течением времени слившиеся с русскими. На это указывает существование в г. Ирбите фамилий Кандабаевых, Асановых и др. На основании филологических данных можно с достаточным основанием предположить, что слово Ирбит – татарское. Этим именем вероятно татары называли реку, на которой основалась слобода, а от имени реки и слобода, а впоследствии и город получили свое название. В настоящее время жители г. Ирбита по происхождению русские, вероисповедания православнаго. Жители в Ирбите числится около 20000. Преобладающее сословие крестьяне. Главныя средства к существованию жителям Ирбита доставляет ярмарка. Она собирает в Ирбите громадную массу людей, и жители города отдают свои дома под квартиры, а сами ютятся в банях или в таких помещениях, которые не могут быть отданы в наем или, в случае сдачи в наем, не могут принести хорошаго дохода. Из желания иметь в доме большее количество квартир, жители Ирбита стараются устраивать дома в два этажа и при том так, чтобы по возможности в каждую комнату был особый ход. Многие в ярмарочное время занимаются продажей хлеба, квасу, нанимаются в приказчики, в караул, в прислуги и проч. Для жителей прибрежной части города ярмарка доставляет заработок и весной, при начале навигации; они грузят на пароходы товары, закупленные сибирскими купцами и оставленные в г. Ирбите до вскрытия рек. Вспомогательными средствами к существованию жителям Ирбита служит занятие ремеслами и земледелием.  Этот последний род занятий был единственным для первых насельников Ирбита, а в настоящее время земледельцев в полном смысле слова совсем нет в Ирбите, так как нет и определенных душевных наделов земли. Пахотная земля, находящаяся около Ирбита, составляет собственность города, который сдает ее в аренду на известные сроки; арендаторы засевают такое количество земли, какое необходимо для получения урожая лишь для собственнаго потребления. В Ирбите имеется Мариинская 4-х классная женская прогимназия, городское 3-х классное училище и ремесленное училище. Приходов в Ирбите три – Богоявленский (соборный), Сретенский и Воскресенский.

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.

Другие статьи этого раздела:

Березовское село [описание]



Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!