Марафон "Откуда я родом"    Запись здесь

Совинское село

Совинское село (4 благочиние)  Камышловский уезд в 160 вер. от епархиальнаго города, в 30 в. от Камышлова и в 10 вер. от Тюменской железной дороги, расположено на правом берегу реки Пышмы, в местности лесистой, с почвою глинистой, в гигиеническом отношении здоровой. История возникновения сего прихода такова. Министр Государственных Имуществ Муравьев предписал от 30 Апр. 1858 г. г.г. Управляющим Палатами Государственных Имуществ привесть в известность местности, в которых государственные крестьяне, по обширности приходов и недостатку в церквах, нередко встречают затруднения в посещении храмов и исполнении религиозных обрядов. Во исполнение сего предписания Управляющий Пермской Палатою Госуд. Имуществ Костливцев предписал привесть в известность местности нуждающияся в построении церквей, окружному начальнику Камышловскаго уезда г. Македонскому, который, по исследовании всех приходов того уезда, нашел, что для деревень Пышминскаго прихода: Совиной, Чернышевой, Кочевки, Тупицинской, Шипуновой тож, Усть-Дернейской и Кручининой необходимо построить особый от Пышминскаго прихода храм, так как все эти деревни находятся от Пышминскаго храма за рекою Пышмой, которая весенними разливами прерывает на долгое время общение с приходской церковью; мнение свое г. Македонский предложил жителям этих деревень, которые, тяготясь дальним разстоянием от приходскаго храма и препятствиями в путесообщении весною, а также горя желанием иметь в своей церкви явленную икону Св. Великомученицы Параскевы, изъявили свое полное согласие на открытие самостоятельнаго прихода, на что и получено в 1858 году от Пермскаго епархиальнаго начальства разрешение. Название свое Совинское село получило от того, что в лесах около поселения обитали в большом количестве совы. Первыми насельниками были выходцы из центральных губерний; по преданию, основателями деревень Совиной и Тупицинской были раскольники братья Ощепковы, которые сначала поселились в Пышминской слободе, а потом оставили ее и поселились на новых местах: один из них основал деревню Совину, а другой Тупицинскую. Первые поселенцы были раскольники беглопоповцы, посему и потомству своему оставили в наследство те же воззрения; но с открытием единоверческаго прихода в селе Казаковском, Шадринскаго уезда, многие приняли единоверие, другие перешли в православие, приписавшись к Совинскому приходу. Единоверцы же, за отдаленность единоверческаго прихода, не стали посещать храм и исполнять христианских обязанностей, а начали придерживаться раскола то беглопоповщины, то стариковщины. Численность ни тех, ни других неизвестна. Численность же всего прихода простирается до 815 душ муж. п. и 961 душ женск. п. Жители прихода все русские, крестьяне, занимающиеся земледелием, скотоводством и смолокурением. Существующий храм каменный, однопрестольный, заложен, по благословению Высокопреосвященнаго Неофита, Архиепископа Пермскаго 12 Мая 1863 г. на месте, отведенном помощником гражданскаго инженера, на краю деревни Совиной, освящен, по благословению того-же Высокопреосвященнаго Неофита, 12 Марта 1867 г. во имя Св. Великомученицы Параскевы. Храм построен исключительно трудами и средствами прихожан: кирпич делали и обжигали сами прихожане, известь и лес заготовляли на свои средства. В Совинском храме хранится икона Св. Великомученицы Параскевы, чтимая явленною. По преданию, икона эта обретена близ деревни Совиной, у реки Пышмы, на пне девицею из фамилии Загудаевых. Как скоро было дано знать об этом обретении Пышминским священно-церковно-служителям, то они тотчас же перенесли ее в Пышминскую Богоявленскую церковь, где она хранилась до пятка 9 недели по Пасхе; в этот день иконы сей в церкви не оказалось, по учиненному розыску икона оказалась на месте явления; такое чудесное явление случалось не по один год. По сему решено было построить на месте явления часовню, в которую 26 Ноября 1861 г., по указу Пермской Духовной Консистории, икона перенесена была. В настоящее время икона Св. Великомученицы Параскевы хранится в Совинском храме и ежегодно в четверг 9 недели по Пасхе в эту часовню бывает крестный ход с иконою Св. Великомученицы Параскевы, при громадном стечении богомольцев из разных приходов. В часовне в этот день и следующий служатся молебны. Причт, состоящий из священника и псаломщика, помещается в церковных домах. Кроме часовни в селе, имеются еще часовни: в дер. Кочевке и Усть-дернейской. Из школ существуют: в дер. Тупициной – земская, а в селе и дер. Усть-Дернейской – школы грамоты: первая – с 1894 г., вторая – с 1895 г.

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.

Другие статьи этого раздела:

Сухоложское село [описание]

Талицкий завод [описание]

Талицкое село [описание]

Тамакульское село [описание]

Таушканское село [описание]



Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!