Что вы знаете о своих предках?

Идет подсчет голосов...

Населенные пункты Ставропольской губернии и Кубанской области » Спасо-Преображенскйй (Сентинский) женский монастырь

Расположен на притоке реки Кубани Теберде близ карачаевского аула Сенты, в горной полосе Закубанского края, на границе пояса сплошных лесов. Основание монастыря в этой отдаленной глухой местности связано с вос­становлением замечательнаго древнего храма, открытого здесь еще в на­чале 19-го столетия. В 1802 г. Начальник Кавказской линии командировал для переговоров с карачаевцами майора Потемкина. Последний посетил верховья p. Большого Зеленчука, Кубани и Теберды, причем неожиданно открыл здесь многочисленные хорошо сохранившиеся памятники глубокой христианской древности: несколько храмов с отчетливой фресковой жи­вописью, христианския кладбища, каменный крест с греческой надписью и явственной датой 6521. Впрочем, открытые Потемкиным памятники относятся преимущественно к Зеленчукскому ущелью на мес­те их существует теперь Александро-Афонский Зеленчукский монастырь. Собственно Сентинский храм был впервые подробно обследован, описан и срисован в 1829 году итальянским архитектором Бернадацци, приглашенным русским правительством для устройства Кавказских минеральных вод. Войдя в храм, Бернадацци, по его словам, «увидел изображения множества святых и различный картины событий из жизни Спасителя. Все стены без всяких промежутков, даже в куполе раз­рисованы фресками, и, к удивлению, живопись сохранилась довольно хорошо... Сте­ны храма, сложенныя из камня и частью кирпича сохранились также прекрасно; только пол цер­кви (каменный) оказался весь исковерканным, вероятно, черкеса­ми, искавшими здесь клад. Возле Церкви Бернадацци нашел двегробницы, одна из них «со сводом и красивой архитектуры», фундаменты двух небольших домиков и выросший на их развалинах веко­вой дуб. На склоне горы Бернадацци заметил гробницы из тесаного кам­ня и между ними большой каменный крест. Одновременно с Сентинским  Бернадацци осмотрел и описал древний храм, находящийся близ Хумаринского укрепления на берегу Кубани в 24 вер. от Сентов (ныне находится в заведывании Зеленчукского монастыря). Оба эти храмы Бернадацци при­знает византийскими и относит их ко времени Юстиниана Великаго. Пос­ле Бернадацци Сентинский храм посещали и описывали многие другие русские и иностранные исследователи. Однако, несмотря на внимание уче­ных, храм в течении почти целого столетия после открытия оставался по-прежнему в запустении, служа местом приюта для скота в ненастную по­году. Наконец, две простые послушницы из сестер милосердия, движимые религиозным чувством, приняли на себя нелегкий труд возобновления свя­тыни. Стараниями их, особенно сестры Евдокии, признанной строительницей, у подножия высокой горы, на которой расположен древний храм, в 90-х годах истекшего столетия возникла женская обитель. В древнем храме установлен был иконостас, исполненный в старинном стиле, приобретены были на собранные сестрами пожертвования необходимые предметы цер­ковной утвари, снизу на вершину горы, на протяжении 4-х верст, разде­лана была удобная дорога. Наконец, 22 октября 1896 г. храм был освящен во имя Преображения Господня: впервые, после многовекового молчания, раздалось в нем слово Божие!.. Ко времени возобновления храма многие остатки старины, упоминаемые Бернадацци: надгробные памятники, крест, значительная часть фресок под влиянием времени исчезли. В 1898 г. храм посетил А. Н. Дьячков-Тарасов и нашел в нем только 17 фресковых изоб­ражений.Первоначальное построение Сентинского храма ученые исследователи относят ко времени не позже XI века, некоторые же (Бернадацци) к веку Юстиниана Великого. Предполагают, что в эту эпоху в верховьях Кубани и Зеленчуков обитали адиги, т. е. кабардинцы и черкесы, в свое время на­ходившиеся под сильным влиянием греков и от них принявшие христианс­кую веру. Следы этого влияния и остатки христианских воззрений находят у этих племен и в настоящее время, несмотря на долговременное воздейс­твие на них ислама.Кроме древнего Спасо-Преображенского храма, в самом монастыре, у подошвы горы, находятся: 1) Молитвенный дом в честь мученика Агафодора, сложенный руками сестер. 2) Новый великолепный храм во имя того же мученика. При монастыре имеется церковно-приходская школа, помещает­ся в очень удобном здании. В монастыре: монахинь мантейных 23, рясо­форных 66, послушниц 106, послушниц на испытании 38. Расстояние: до г. Екатеринодара 400 в., до железной дороги (ст. Невинномысская) 120 в., до ст. Баталпашинской 70 в., до Георгиевско-Осетинского 18 в., до Хаса-ут-Греческого 25 в. Корреспонденция через Георгиевско-Осетинское почтовое отделение, телеграф — в ст. Баталпашинской.

Справочник по Ставропольской епархии (обзор городов, сел, станиц и хуторов Ставропольской губернии и Кубанской области). Н.Т. Михайлов.  1911г.



Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!