Что вы знаете о своих предках?

Идет подсчет голосов...

БЕЛОВ

Слово белый, помимо указания на цвет, имело и другие значения — в частности, «свободный от феодальных повинностей, нетяглый» (СРЯ); «свободный от подати»: «белая земля, белое место доныне называется земля церковная»; «белые крестьяне — свободные от всех податей и повинностей» (Даль). Показательно, что род первопоселенцев Татьмыцкой сл. (Тарский у. в Западной Сибири) Беловых прозывался «слободчиковым» (Миненко. С.32). См. также: БЕЛЫХ.

Получение прозвища могло быть связано и с другими значениями слова белый: «не постриженный в монашество (о духовенстве)»; «непорочный, безгрешный»; «чистый» (СРЯ); «белолицый»; «носящий одежду не домотканую, а купленную в магазине» (СРНГ), или дано по цвету волос (см.БЕЛКОВ). Очевидно, последнюю возможность имеет в виду Е.Н.Полякова, приводя единственное значение прозвища Белый: от белый – «светлый» (Полякова. С.30).

В «Списке 100» фамилия занимает 74-е место.

Прозвище Белой (Белый) было распространено в Древней Руси (см.: Тупиков. С.76-77); «Белые, Белого, Белово, Беловы, XV-XVI вв., несколько фамилий» (Веселовский I); «Онцифор Тонкой Иванов сын Белово, послух в Белозерском уезде, 1529; Ондрюшка Белов, подьячий в Вотской пятине, 1609» (Тупиков).

Уральские примеры: «Крестьянин д.Камгорт на р.Колве Осташко Стефанов сын Белого, 1623» (Полякова); крестьяне Беловы жили в д.Рычковой в Тагильской сл. (перепись 1680 г.); вдова «крестьянина Тимофия Белого Ирина» (1682 г.) и «Игнашка Тимофеев сын Белого» (1689 г.), крестьяне Пышминской сл. (20:1), были вкладчиками Далматовского монастыря (Манькова. С.45,72).

Предками крестьян Беловых в Камышловском у. могли быть крестьяне д.Щипачевой (42:4) братья Степан Иванович Белой и Фома Иванович Белой (перепись 1719 г.), записанные в перепись 1710 г. как Озорнины (см.ОЗОРНИН); некоторые из их потомков могли также носить фамилию БЕЛЫХ (см.).

Фамилия встречается в Богдановичском, Каменском, Камышловском, Талицком, Далматовском р-нах, в Екатеринбурге (Память; Т 1974).

32.3. Полдневая деревня, приход Троицкой церкви Троицкая слобода, деревня Полднева Большая (Верхняя Полднева, Ноганка, Собакина), 1869, деревня Полднева (1904), Полдневая (1908, 1923)

42.4. Щипачева деревня, приход Преображенской церкви село Володинское, она же Шипачева (1869), Щипачи, Щипачева (1904, 1923)

43.3. Грязнушская деревня, приход Пророко-Ильинской церкви Ильинская слобода

44.1. Захаровское село, приход Троицкой церкви село Захаровское, село с 1759, оно же Хорошее (1869)

Текст  приводится из книги Алексея Геннадьевича Мосина «Словарь Уральских фамилий», издательство "Екатеринбург", 2000 г. Все авторские права защищены. При цитировании текста и использовании его в публикациях ссылка обязательна.



Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!