Как вам наш новый сайт?

Идет подсчет голосов...

БОРОДИН

Борода — «средняя часть нижней челюсти, под губами»; «волос на щеках и подбородке» (Даль); «о деде, старике. Перед тем как сватать для сына невесту, его родители должны спросить сперва бороду, т.е. испросить согласие дедушки»; пустая борода — «бестолковый человек» (СРНГ). Бытовали и другие значения слова, в том числе касающиеся народных традиций и обрядов: «крестьянский праздничный обряд при окончании жатвы, сенокоса»; «праздник, устраиваемый тестем для зятя в первый год после женитьбы» (СРНГ).

Объясняя значение фамилии Бородин, бытовавшей во многих местах Русского Севера, В.А.Никонов замечал: «При вероятной связи фамилии с общеизвестным значением слова надо учесть северное диалектное значение борода («общая помощь на уборке урожая»), которое могло стать основой именования» (Никонов. География... С.56). Однако чаще исследователи ограничиваются отнесением фамилии к числу образованных от названий частей тела (см.: Унбегаун. С.147; Грушко, Медведев. С.66,174). По мнению Е.Н.Поляковой, прозвище «давали человеку с большой бородой» (Полякова. С.35).

Исторические примеры: «Данило Давидович Борода Бибиков, вторая половина XV в.; Василий Иванович Борода Аничков, 1495 г.; в XVI-XVII вв. несколько фамилий Бородиных разного происхождения; Бородин Яков Борисович, умер в 1578 г., Торжок; Поной Бородин, крестьянин, 1606 г., Белев» (Веселовский I); «Григорий Умыл Бородин, псковский боярин, 1474; Онашко Бородин, крестьянин, 1500» (Тупиков); Бородин Иван Иванович, дьяк, середина XVII в. (Веселовский II; Вершинин. С.183); «Крестьянин поч.Ивашки Бородина Ивашка Бородиных, 1623; крестьянин д.Божинская на Косинском ручье Мишка Иванов сын Бородин, 1647» (Полякова). Казак Фома Бородин участвовал в походе Ермака в Сибирь (Скрынников. С.187). Во вкладной книге Далматовского монастыря в 1673 г. упоминается «гулящей человек Иван Прокопьев сын по реклу Большая Борода» (Манькова. С.21).

На Среднем Урале фамилия фиксируется с XVII в.: крестьяне Бородины проживали в д.Лихановой (Невьянская сл.), Подкорытовой (Ирбитская сл.) и Гаевой в Краснопольской сл. (перепись 1680 г.). С начала XVIII в. крестьяне Бородины фиксируются в пределах Аятской сл. (Любимов. С.66,146); о нижнетагильских Бородиных, уроженцах Аятской сл., см.: Коновалов. С.48-49.

В пределах будущего Камышловского у фамилия также известна с конца XVII в.: в д.Черемисской (5:5,7:2) жил крестьянин Федор Степанович Бородин, родом из д.Березовки Сарапульского у., переселившийся с отцом в 1680/81 г. (перепись 1695 г.); Максим Бородин был крестьянином Беляковской сл. (23:1; 1690/91 г.).

В д.Яровской (21:7) проживал на подворье Артемий Иванович Бородин, в Новопышминской сл. (34:1) — крестьяне Панфил Иванович Бородин (перепись 1710 г.; упоминается еще в документах конца XVII в. — Шишонко III. С.858) и Герасим Иванович Бородин с сыновьями Иваном и Митрофаном (перепись 1719 г.). В д.Латышевой переписью 1710 г. учтен крестьянин Акинфий Гаврилович Бородин; несколько лет спустя, когда деревня уже называлась с.Ильинским (43:1), в ней зафиксированы бобыль Ксенофонт Акинфиевич Бородин с братом Василием (сыновья А.Г.Бородина), вдова крестьянина Григория Бородина Ефросинья Лукьяновна, а также (на подворье у крестьянина С.М.Саламатова) 80-летний бобыль Панкрат Филиппович Бородин (перепись 1719 г.).

В 1822 г. в с.Травянском и Новопышминской сл. фамилию носили отставные солдаты, в Прокопьевской сл. — солдатка, в д.Грязнушской — крестьяне.

Фамилия встречается в Богдановичском, Каменском, Камышловском, Пышминском, Сухоложском, Тугулымском р-нах, в Екатеринбурге (Память; Т 1974).

3.1. Травянское село, приход Введенской церкви село Травянское, до 1750 – деревня Травянская

3.2. Грязнушская деревня, приход Введенской церкви село Травянское, она же деревня Картушина (1869), д. Большая Грязнуха (Карпушина), 1902, с 1974 – село Родниковое

34.1. Новопышминская слобода, приход Архангельской церкви Новопышминская слобода, возникла на месте деревни Пышминской (основанной Невьянским Богоявленским монастырем в 1657/58 г.) в 1681, в документах конца XVII в. – Верх-Пышминская

38.1. Прокопьевская слобода, приход Прокопьевской церкви Прокопьевская слобода, деревня Кунярская (1710), Кунарская (1719), с 1735 – село Прокопьевское, оно же Кунара (1869), Кунарское (1902)

Текст  приводится из книги Алексея Геннадьевича Мосина «Словарь Уральских фамилий», издательство "Екатеринбург", 2000 г. Все авторские права защищены. При цитировании текста и использовании его в публикациях ссылка обязательна.



Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!