Марафон "Откуда я родом"    Запись здесь

Публикации Коновалова Юрия Витальевича » Мамин-Сибиряк и село Маминское

Село Маминское - единственный населенный пункт на карте Свердловской области, созвучный с фамилией известного уральского писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка. Созвучие это неслучайно. Исследования генеалогии Дмитрия Наркисовича выявили его непосредственную связь с этой местностью – в близлежащем селе Троицком начинали свою карьеру священнослужители Мамины – предки писателя[1].

В пределах Свердловской области земли по Исети – одни из последних по времени освоения.

Долгое время единственным легальным путем в Сибирь была Бабиновская дорога, пролегавшая вдоль реки Туры. Через верхотурскую таможню обязаны были проходить все переселенцы и товары. Поэтому освоение русскими людьми территории Свердловской области велось преимущественно с севера и северо-востока – от Туры вверх по её притокам. Но существовал и другой маршрут - так называемая «Казанская тропа», проходившая в районе современного Арамиля и далее вдоль реки Исеть. Этой тропой легально пользовались служилые люди, нелегально - все остальные.

С другой стороны, потребность верхотурского населения в сообщении с казахскими степями, которые тогда назывались «калмацкими» (калмыцкими), привело к возникновению меридианального пути, проходящего вверх по реке Реж, пересекающего Пышму и Исеть. Этот маршрут известен как Калмацкая дорога, он же - тропа Симеона Верхотурского.

С целью взять под контроль все имеющиеся пути перемещения людей и товаров на берегу Исети в точке пересечения Казанской тропы с Калмацкой дорогой верхотурскими властями в 1655 г. был основан укрепленный пункт - Катайский острог (ныне - город Катайск Курганской области)[2].

После башкирского восстания 1662-1663 гг. встал вопрос о создании системы обороны русских поселений в Западной Сибири. С этой целью были построены две линии острогов - по Пышме и по Исети. При этом Катайский острог был передан из Верхотурского в Тобольский уезд и землями по Исети впредь заведывали власти Тобольска. В 1673 г. был основан Колчеданский острог[3]. В 1678 г. была основана Арамильская слобода, которой были отведены верховья Исети[4]. Оставался последний незанятый участок Исети на котором в 1686 г. была образована Камышевская слобода, включившая «земли от межи Долматовы заимки от речки Камышевки вверх по Исете реке по обе стороны до Арамильской межевой речки Брусянки на тритцать на пять верст. А от Исети реки к Пышме реке на дватцать верст. Да от Арамильской межи вниз подле Исеть реку до Колчеданские межи на пятнатцать верст. А от Исети реки в степь на дватцать на пять верст старых»[5]. Переписью 1695 г. кроме самой Камышевской слободы (сейчас село Камышево Белоярского района), в которой было 42 двора, отмечены деревни: Головырина (9 дворов), Усть-Брусянка (7 дворов), Рябиновка (1 двор) и Усть-Камышевка (4 двора)[6]. Головырина и Усть-Брусянка, ставшая со временем селом Большие Брусяны, существуют и сейчас в Белоярском районе Свердловской области. Местонахождение Рябиновки и Усть-Камышевки, ныне не существующих, определяется речками, на которых они стояли. Камышевка, бывшая восточным рубежём слободы, – левый приток Исети; вблизи её устья сейчас находятся деревня Ключики и село Смолинское Каменского района. Рябиновка – правый приток Исети, по которому сейчас проходит граница Белоярского и Каменского районов. Значительный участок реки Исети, на котором позже возникла и деревня Маминская, к 1695 г. оставался свободным от русского крестьянского населения.

Среди прочих повинностей на крестьян Камышевской слободы была возложена перевозка грузов через территорию слободы. Описание маршрутов перевозок свидетельствует о существовании в то время дороги из Камышевской слободы в Багарякскую: «По подорожным и по указным памятем подо всякими посылщики подводы гоняют ис Камышевской слободы вверх по Исети реки до Арамильской слободы дватцать пять верст, да вниз до Колчеданского острогу тритцать пять верст, да в Багаряцкую слободу дватцать верст старых»[7]. По другой системе мер верст от Камышева до Багаряка было почти в два раза меньше: «А от тое Камышевские слободы до багаряцкой Истоцкой деревни по мере шесть верст пятьсот сажень. А от тое деревни до Багаряцкой слободы по мере верст и сажень то ж число. Всего тринатцать верст»[8].

На дороге в Багарякскую слободу, в месте, где она от Исети поворачивала к деревне Истокской (сейчас село Троицкое), и была в дальнейшем поставлена деревня Маминская. Самая ранняя перепись деревни, которую удалось найти к настоящему времени, была составлена в 1719 г. К этому времени в деревне была часовня и насчитывалось 27 дворов, в которых жили носители 20 семейных прозваний (фамилий):

«Деревня Мамина.

Двор: часовенный дьячек Иван Романов сын Онохиных (50). У него сын Емельян (2). У него ж на подворье бобыль Иван Фирсов сын Быстровых (30).

Крестьянские дворы:

Двор: Осип Игнатьев сын Мамин (52). У него дети: Сава (25), Семен (20), Дмитрей (18). У Савы сын Терентей (0,5). У Семена сын Мосей (0,5).

Двор: Иван Васильев сын Воробьев (45). У него дети: Андрей (5), Василий (3).

Двор: Сергей Васильев сын Воробьев (40). У него дядя Михайло Иванов сын (90).

Двор: Дмитрей Федоров сын Воробьев (40). У него сын Исак (1). У него ж отец Федор Яковлев (88).

Двор: Иван Андреев сын Ортюков (22). У него дети: Яков (6), Аника (3).

Двор: Кирило Трифанов сын Тонкушин (38). У него сын Леонтей (8).

Двор: Иван Трифанов сын Тонкушин (35).

Двор: Роман Васильев сын Неуймин (88). У него сын Обросим (45). У Обросима дети: Пимин (2), Карп (0,5).

Двор: Никифор Романов сын Неуймин (40). У него сын Козма (0,5).

Двор: Алексей Федоров сын Воробьев (40). У него дети: Афонасей (10), Митрофан (7), Пимин (5), Андрей (3), Карп (0,5).

Двор: Софон Гарасимов сын Матвеевых (40). У него дети: Тимофей (5), Никита (0,5).

Двор: Михайло Федоров сын Никоновых (70). У него дети: Осип (40), Илья (7). У Осипа дети: Никифор (6), Тимофей (3).

Двор: Иван Ефтифеев сын Ушаков (45). У него дети: Агапит (12), Нестер (3). У него брат Иев (30).

Двор: Гурей Филипов сын Шетников (40). У него дети: Сава (10), Потап (1). У него ж отец Филип Матвеев (100).

Двор: Алексей Васильев сын Суханов (50). У него сын Фарафон (4). У него на подворье бобыль Иван Никифоров сын Наугольных (75).

Деревни Маминой же крестьяне:

Двор: Кирило Ефтефеев сын Ушаков (50). У него дети: Леонтей (30), Марко (13).

Двор: Гаврило Филипов сын Щетников (30). У него дети: Осип (7), Андрей (4).

Двор: Евсей Иванов сын Верещагин (30). У него на подворье драгунская Федоровская жена Минина вдова Февронья Филипова дочь (50). У нее сын Кирило (10).

Двор: Марко Артемьев сын Мамин (40). У него сын Илья (4).

Двор: Иван Игнатьев сын Мамин (37).

Двор: Кирило Вахромеев сын Щукин (20). У него сын Петр (0,5). У него же брат Яков (50). У Якова сын Давыд (8).

Двор: Алексей Борисов сын Мунысов (55). У него сын Харитон (1). У него ж на подворье бобыль Патракей Филипов сын Матвеевых (50). У Патракея сын Игнатей (20).

Двор: Зотей Максимов сын Дежнев (45).

Той же деревни бобыли:

Двор: Мосей Андреев сын Мамин (20). У него на подворье бобыль же Василий Трифанов сын Матвеевых (30). У Василия дети: Савастьян (2), Фома (0,5). У него ж отец Трифан Матвеев (90). У Мосея ж на подворье бобыль Василий Федоров сын Сычев (30). У него сын: (л.114 об.) Филип (4). У него ж отец Федор Данилов (80).

Двор: Гаврило Трифанов сын Теплоухов (70). У него сын Лука (20). У него ж на подворье бобыль Василий Филипов сын Щетников (30). У Василия сын Сидор (5).

Двор: Петр Вахромеев сын Щучькин (35). У него сын Потап (5).»[9].

В переписи дважды названа деревня Мамина. Но это не значит, что их действительно было две. Скорее, такая запись – результат некоторых особенностей делопроизводства того времени.

Из всех маминцев, учтенных в 1719 г ., переписью 1695 г . в Камышевской слободе отмечены только Неуймины – уроженцы Самарского уезда, в Тобольском уезде пожившие до Камышевской в Калиновской слободе[10]. Все остальные появились в пределах слободы после 1695 г .

Перепись 1719 г. не содержит сведений о происхождении, но примерно у половины жителей деревни удалось выяснить прежний адрес. Все они оказались выходцами из деревень по нижнему течению реки Реж. Арамашевской слободы из деревни Никоновой – Мамины, Никоновы и одна из семей Матвеевых[11]. Сычевы – из ближайшей арамашевской же деревни Коптеловой[12]. Из той же деревни, по всей видимости, приехали и Воробьевы[13]. Еще три семьи прибыли из соседних деревень Невьянской слободы: Тонкушины – из Ялуниной[14], остальные Матвеевых – из Ярославской[15], Щукины (Щучкины) – из Кочневой[16]. Происхождение остальных семей пока не выяснено, но и так очевидно, что заселение деревни Маминой носило организованный характер.

Поскольку деревня получила название по фамилии одной из поселившихся в ней семей, именно с этой семьей, вероятно, связано и появление деревни. Поэтому вопрос переселения Маминых на Исеть заслуживает отдельного рассмотрения.

Первый из известных на Урале Маминых – арамашевский крестьянин Никита Терентьевич. Собственно, Маминым он назван в документах только один раз – в 1682 году[17]. До этого во всех источниках он именован «Микитка Терентьев сын Пинежанин». Впервые его имя встречается в крестоприводной книге в списке крестьян Арамашевской слободы, присягавших между 29 октября и 30 декабря 1645 года новому царю Алексею Михайловичу[18]. В именной крестьянской книге 1640 г. Микитка Терентьев среди арамашевских крестьян еще не записан[19]. Следовательно, время его поселения в Арамашевской слободе – между 1640 и 1645 гг. С этого же времени отсчитывается и история семьи Маминых. Перепись 1659 г. впервые называет сыновей Никиты Терентьевича– Игнатия, Артемия и Ивана[20].

Жили Мамины в деревне на Реже, которая известна под тремя названиями. Первое, упомянутое в 1662 г., – «Фефилова деревня Истомина»[21]. В 1680 г. деревня названа «Мамина»[22], в 1696 г. – «Никонова»[23] (сейчас в Алапаевском районе). Такая частая смена названия для XVII века вполне обычна и напрямую связана с населением деревни, в данном случае - с соотношением количества дворов Маминых и Никоновых. Если в 1680 г . оно было три к одному, то в 1696 – три к четырем.

Последний раз в Арамашевской слободе сыновья Никиты Терентьевича упомянуты в 1700 г .[24]. К переписи 1719 г . Мамины с Режа в полном составе переселились в деревню Мамину на Исеть. Уточнить время их переселения позволяют факты биографии первого священника из Маминых – Василия Игнатьевича. В переписи церковнослужителей 1737 г . о нем сообщается следующее: «Той же Багарятской слободы Истотского села Троицкой церкви поп Василей Игнатиев Мамин. Сказал от роду ему пятдесят четыре года. Во иерея посвящен к той церкви на место збежавшаго попа Петра Никифорова в 712-м году ис пономарей той же слободы»[25]. Следовательно, перебрались Мамины на юг до 1712 гг. В это время часть Урала была охвачена башкирским восстанием 1705-1711 гг. В слободах по Исети боевые действия происходили в 1709-1710 гг.[26] Вряд ли в это время кому-нибудь пришло в голову переселяться сюда. Также маловероятно и назначение на церковные должности в приходы, охваченные боями. Поэтому, назначение Василия Мамина пономарем Багарякской слободы надо отнести к 1700-1708 гг. К этому же отрезку времени, естественно, приурочивается и появление Маминых в этих местах.

Поскольку карьеру церковнослужителя В. И. Мамин начинал в Багарякской слободе, есть основания предполагать изначальным местом поселения Маминых не Камышевскую, а Багарякскую слободу. Окончательно же определиться на Исети они могли уже после подавления башкирского восстания. Возможно, именно Мамины набирали переселенцев в новую деревню среди своих прежних соседей. Если эти предположения верны, то деревня Маминская была основана между 1712 и 1719 гг.

Башкирским же восстанием, по-видимому, объясняется и «бегство» (то есть, исчезновение) прежнего истокского попа. В 1712 г. в процессе восстанавления разоренных приходов и наступил новый этап в истории маминского рода – багарякский пономарь Василий Игнатьевич Мамин стал священником Троицкой церкви села Истоцкого, положив начало новой династии священнослужителей на Среднем Урале. Уже к 1737 году, кроме самого Василия Игнатьевича в этом же приходе служили его сыновья: Гаврило – пономарем (с 1726 г.), а Михаил – дьячком (с 1735 г.)[27]. А старший сын Василия, Егор (прямой предок Дмитрия Наркисовича), служил дьячком (с 1730 г.) в Вознесенской церкви Багарякской слободы[28].

В дальнейшем деятельность священно- и церковнослужителей Маминых охватывала более десятка приходов Екатеринбургского и соседних с ним уездов. В середине XVIII века сын Егора Васильевича, Григорий – священник Щербаковской слободы[29]. Только по сведениям исповедных ведомостей 1797, 1812 и 1823 гг. Мамины занимали должности от священника до пономаря в Багарякском, Истоцком, Кисловском и Белоярском приходам[30]. В 1823 же году дед Дмитрия Наркисовича, Матвей Петрович Мамин, - пономарь Богоявленской церкви Екатеринбурга[31].

Родственники священников Маминых, оставшиеся крестьянами прочно закрепились на Исети. В 1719 г . в деревне Маминой, числившейся в Камышевской слободе, было три крестьянских и один бобыльский двор Маминых[32]. Столетие спустя, в 1823 г ., в результате административных реорганизаций эта местность входила в ведомство Истоцкого прихода. Мамины здесь жили уже 16 дворами: 13 - в деревне Маминой, три - в Походиловой; одна семья Маминых отмечена в качестве подворников в деревне Давыдовой[33].

1. Дергачев И. А. К родословию Д. Н. Мамина-Сибиряка // Русская литература 1870-1890 годов. Сб.7. Свердловск, 1974. С.133-138; Мосин А. Г. О «белых пятнах» в истории маминского рода (к проблеме воссоздания родословия Д. Н. Мамина-Сибиряка) // Третьи Татищевские чтения: Тезисы докладов и сообщений. Екатеринбург, 2000. С.350-354.

2. История Курганской области. Т.1. Курган, 1995. С.115.

3. РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1444. Л.171.

4. РГАДА. Ф.214. Оп.5. Д.261. Л.1359; РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1444. Л.234.

5. РГАДА. Ф. 214. Оп.1. Д.1444. Л.232 об.

6. Там же. Л.215-230.

7. Там же. Л.231-231 об.

8. Там же. Л.233.

9. ГАСО. Ф.34. Оп.1. Д.1. Л.103-115.

10. РГАДА. Ф. 214. Оп.1. Д.1444. Л.219 об., 222.

11. РГАДА. Ф.1111. Оп.3. Д.37. Л.24-24 об.

12. Там же. Л.23 об.

13. РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1501. Л.196; РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1615. Л.292 об.

14. РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.697. Л.393 об.-398.

15. Там же. Л.390 об.-392.

16. Там же. Л.381 об.

17. РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.748. Л.82 об.

18. РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.194. Л.51 об.

19. РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.43. Л.96 об.-98 об.

20. РГАДА. Ф.1111. Оп.4. Д.40. Л.122 об.

21. РГАДА. Ф.1111. Оп.2. Д.911. Л.66.

22. РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.697. Л.517 об.

23. РГАДА. Ф.1111. Оп.3. Д.37. Л.24.

24. Мосин А. Г. О «белых пятнах» С.352.

25. ГАСО. Ф.24. Оп.1. Д.683. С.566.

26. История Урала с древнейших времен до 1861 г. М., 1989. С.371-372.

27. ГАСО. Ф.24. Оп.1. Д.683. С.566.

28. Там же. С.565.

29. Мосин А. Г. О «белых пятнах» С.351.

30. ГАСО. Ф.24. Оп.23. Д.7080 (листы не нумерованы); Ф.24. Оп.23. Д.7081 (листы не нумерованы); Ф.6. Оп.2. Д.444. Л.375-375 об., 514 об., 540.

31. ГАСО. Ф.6. Оп.2. Д.444. Л.52.

32. ГАСО. Ф.34. Оп.1. Д.1. Л.103-115.

33. ГАСО. Ф.6. Оп.2. Д.444. Л.383-401.



Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!