Марафон "Откуда я родом"    Запись здесь

Публикации Коновалова Юрия Витальевича » Первые русские поселения на реке Уктус

[Проблемы и перспективы сохранения природной среды и историко-культурного наследия Уктуса. (Научно-прак. конф.) 26.03.2004, Екатеринбург. С.7-11.]

Уктус на современной карте – коротенькая речка, впадающая в речку Шиловку, которая в свою очередь впадает в Патрушиху – приток Исети. Но в XVII веке в начале заселения русскими людьми территории нынешнего Екатеринбурга и Шиловка и Патрушиха (кроме, естественно, их верховий) считались рекою Уктус. История изменила топонимику речной сети и древнее название сохранилось лишь за самыми верховьями древнего Уктуса.

Исследований истории раннего освоения окрестностей Екатаринбурга достаточно много. Но все они проведены практически без привлечения документов XVII века. Исключением являются лишь чертежи С. У. Ремезова. Но картографический материал того периода дает крайне скудную информацию – отдельные трудночитаемые названия и очень приблизительное расположение объектов. К тому же отсутствие должной квалификации при проведении исследования породило такой топонимистический курьез как «Уптус». К сожалению это новшество успело войти в историографию и всерьез исследуется краеведами и филологами.

Для восстановления действительной картины раннего периода заселения территории Екатеринбурга необходимо привлечение новых архивных источников и прежде всего переписей населения. Задачей настоящего доклада является введение в научный оборот двух переписей Арамильской слободы - 1682 (РГАДА. Ф.214. Оп.5. Д.261. Л.1319-1361) и 1695 гг. (РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1444. Л.234-329 об.).

В 1681-1683 гг. Львом Поскочиным проводилась перепись Тобольского уезда. Согласно ее итогам в Арамильской слободе насчитывалось 126 крестьянских дворов, в которых проживало 337 чел м. п. К этому времени в ведомстве Арамильской слободы кроме центрального поселения существовало семь деревень. В названиях всех деревень указаны реки, на берегах которых они находились, что позволяет надежно локализовать их географическое положение. В числе деревень Арамильской слободы показано и единственное в то время поселение на берегах Уктуса - «деревня Иктусова на речке Иктусе.» В ней было три двора. В двух жили братья Дементий (Демка) и Иван (Ивашко) Петровы дети Деменовы, уроженцы Соликамского уезда Обвинской волости Рождественского прихода, пришедшие в Арамильскую слободу в 1679/80 году. В третьем жил Фома (Фомка) Михайлов сын Вилесов, родившийся в той же волости в деревне Комарове и пришедший годом позже братьев Деменовых – в 1680/81 году.

Поскольку широко растиражированное в литературе существование в конце XVII века поселения на озере Шарташ не подтверждается ни одним источником, то есть является краеведческим мифом, именно деревню Уктус переписи 1682 года следует считать древнейшим русским поселением на территории города Екатеринбурга.

Перепись 1695 года называет уже три деревни, стоявшие на берегах Уктуса.

Первая - «деревня Фомина на речке Уктусе. По мере от слободы до той деревни девять верст.» В деревне насчитывалось 34 двора, в четырех из которых показаны Демка и Ивашко Петровы дети Деменевы и Фомка Михайлов сын Вилесов и его сын Ганка (Гаврила). Это позволяет уверенно сказать, что деревня Иктусова переписи 1682 года идентична деревне Фоминой 1695 года. Все четверо ее старожилов показаны пришедшими «тому лет с пятнадцать».

Жители остальных тридцати дворов поселились в деревне, очевидно, после предыдущей переписи:

Селиван (Селка) Евсевьев сын Мичов, «кайгородец Пушецкой волости, … пришол тому пятнатцать лет.»

Его брат Филипп (Филка).

Максим (Максимко) Андреев сын Устюгов. «Строгановых вотчин… пришол тому лет с восемьнатцать.»

Иван (Ивашко) Аврамов сын Сарапулец. «Сарапульского уезду деревни Выезду, … пришол в 1692/93-м году.»

Семен (Сенка) Андреев сын Тюляшев. «мезенец с Койнаса, … пришол тому тринатцать лет.»

Федот (Федотко) Власов сын Лешесников. «Устюжского уезду с Югу, Кишмецкого городка … пришол тому тринатцать лет.»

Агапит (Агапитко) Еремеев сын Ошев. «Усолья Камского с Обвы, … пришол тому тринатцать лет.»

Прокопий (Пронка) Петров сын Деменев (очевидно, брат Дементия и Ивана). «Усолья Камского Обвинского поречья, … пришол тому лет с тринатцать.»

Гурий (Гурко) Иванов сын Ручьев. «Усолья Камского с Обвы, … пришол в 1693/94-м году.»

Федор (Федка) Иванов сын Сарапулец. «Сарапульского уезду села Данилова, … пришол в 1691/92-м году.»

Родион (Родка) Савельев сын Сарапулец. «Сарапульского уезду села Данилова, … пришол … з зятем Федкою.»

Андрей (Андрюшка) Семенов сын Деменев. «Усолья Камского обвинец, … пришол в 1692/93-м году.»

Терентий (Терешка) Леонтьев сын Копылов. «Казанского уезду села Изачея, … пришол в 1691/92-м году.»

Михаил (Мишка) Павлов сын Поповых. «Усолья Камского с Обвы, … пришол в 1692/93–м году.»

Миней (Минка) Авдеев сын Баженов. «С Кунгура, … пришол в 1692/93–м году.»

Парфений (Парфенко) Иванов сын Кокташов. «Осинец, … пришол в 1692/93–м году.»

Василий (Васка) Ярофеев сын Чирков. «Усолья Камского с Обвы, … пришол в 1692/93–м году.»

Иван (Ивашко) Ильин сын Бузаков. «С Кунгуру, … пришол тому лет с четырнатцать.»

Мокей (Мокейко) Андреев сын Шадрин. «С Вятки, … пришол в 1690/91–м году».

Осип (Оска) Тимофеев сын Жаравлев. «Усолья Камского с Ынвы, … пришол тому лет с тринатцать».

Яков (Якушко) Тимофеев сын Жаравлев. «Усолья Камского, … пришол в 1691/92–м году».

Семен (Сенка) Тарасов сын Перехлыстин. «Кайгородцкого уезду Зюздинской волости, … пришол в 1692/93–м году.»

Мелентий (Мелешка) Микитин сын Самковых. «Кайгородцкого уезду Зюздинской волости, … пришол в 1690/91–м году.»

Яков (Якушко) Ильин сын Бузаков. «С Кунгуру, … пришол тому четырнатцать лет.»

Кондратий (Кондрашка) Стафеев сын Мулинцов. «Строгановых вотчин Верхних Мулов, … пришол в 1692/93–м году.»

Сергей (Сергушка) Иванов сын Пелменев. «С Кунгуру, … пришол в 1691/92–м году.»

Его брат Алексей (Алешка).

Иван (Ивашко) Степанов сын Пономарев. «Кайгороцкого уезду Зюздинской волости, … пришол тому тринатцать лет.»

Ларион (Ларка) Кондратьев сын Кайгород. «Кайгородцкого уезду Пушенской волости, … пришол в 1692/93–м году.»

Еремей (Еремка) Ерофеев сын Чирков. «Усолья Камского с Обвы, … пришол в 1690/91–м году.»

У крестьян деревни Фоминой переписью 1695 года зафиксировано четыре мельницы; три из них – на речке Кылтыке (Катыке).

Ровно треть (10 дворов) новопоселенцев деревни происходила из Соликамского уезда – родины первых жителей деревни. Еще 14 дворохозяев представляли другие уезды Прикамья (Кайгородок, Кунгур, Осу и строгановские вотчины). Из остальных заметно представлены были только выходцы из Сарапула (3 двора) – родины основателя Арамильской слободы.

Обращает внимание, что время прихода в Арамильскую слободу у новоселов Мичовых показано то же, что у Деменевых и Вилесовых, а у Устюгова даже на три года раньше. Но ни Мичовых, ни Устюгова в переписи 1682 года обнаружить не удалось. Вероятно, здесь имеют место неточности информации, далеко не единственные в рассматриваемых документах (см. далее).

Кто был основателем деревни Фоминой? Этот вопрос интересен тем, что первый житель Фоминой был и первым русским жителем в черте города Екатеринбурга. Ответ, очевидно, раскрывает название деревни. Обычно деревня получала имя своего первопоселенца. По сведениям переписи 1682 года Деменевы поселились годом раньше, чем Вилесовы, но это даты поселения в слободе, а не в деревне. Перепись 1695 года разницы во времени прихода не отмечает, а сама деревня названа Фоминой, очевидно, по имени главы семьи Вилесовых. Скорее всего, Фома Михайлович и был основателем деревни. А Деменевы могли изначально поселиться в самой слободе и только потом перебраться в уже существующую деревню.

Время основания деревни, соответственно, ограничивается приходом Фомы Вилесова (1680/81 г.) и переписью 1682 года.

О том, что перемещение населения внутри слободы имело место, свидетельствует описание второй деревне на Уктусе, которая в переписи 1695 года так и названа «деревня Уктуская». В ней в это время было 11 крестьянских дворов:

Гаврила (Ганка) Иванов сын Шилов. «Кунгурского уезду деревни Торговища, … пришол в 1677/78–м году».

Его брат Иван (Ивашко) Шилов. «Пришол он з братом своим Ганкою».

Дементий (Демка) Федосеев сын Пазников. «Верхотурского уезду Уткинской слободы, … пришол в 1690/91–м году.»

Василий (Васка) Сергеев сын Колобов. «Сарапульского уезду деревни Сивой, … пришел в 1692/93–м году.

Дмитрий (Митка) Иванов сын Красного. «Уфинского уезду села Дуваней, … пришел … в 1677/78–м году.»

Андроник (Андронко) Иванов сын Кокташов. «[…]нского уезду деревни Кокташевы, … пришол в 1693/94–м году.»

Киприян (Кипрюшка) Алексеев сын Ярославцов. «Строгановых вотчин с Серги, … пришол в 1684/85–м году.»

Евсевий (Евсютка) Тимофеев сын Богомяхкой, он же и Казаков. «Осинского уезду Рожественского приходу, … пришол в 1693/94–м году.»

Сергей (Сергушка) Кондратьев сын Неупокоев. «Сарапульского уезду слободы Березовки, … пришол в 1692/93–м году.»

Исаак (Исачко) Родионов сын Долматов. «Кунгурского уезду деревни Комаровы, … пришол в 1693/94–м году.»

Андрей (Андрюшка) Семенов сын Шалаумов. «Сарапульского уезду Вятцкого села, пришел в 1677/78–м году.»

В собственности крестьян деревни Уктуской отмечены мельница и кузница.

По происхождению жители деревни были в основном из тех же уездов, что и деревни Фоминой. Четверо из них (Шиловы, Красного и Шалаумов) показаны пришедшими до переписи 1682 года. Действительно в этой переписи все они обнаруживаются среди крестьян центрального поселения Арамильской слободы. При этом даты прихода в слободу в двух переписях немного (на один год) отличаются друг от друга. У семьи Красновых есть и более существенные разночтения в сведениях – в 1682 году они показаны уроженцами Казанского уезда Чолнымского села (сейчас – Набережные Челны). Независимо от расхождений, очевидно, что возникновение деревни Уктуской – результат процесса внутреннего освоения Арамильской слободы.

Основателями деревни были, вероятнее всего, братья Шиловы. В переписи 1695 года они возглавляют список, да и сама деревня позже именовалась Шиловой. Время основания деревни – между 1682 и 1695 годом. Более точную дату установить пока не удается.

Далее в переписи 1695 года идет описание деревни на Чусовой: «Деревня на реке Чюсовой, зовью(!) Чюсовская. По мере от Арамильские слободы до той деревни 13 верст с полуверстою.» История этой деревни выходит за рамки настоящего доклада, но ее место в переписи позволяет определить порядок расположения деревень по Уктусу. Движение переписчиков шло от Арамильской слободы на запад, то есть вверх по речке Уктус. Следовательно, деревня Уктуская находилась по выше Фоминой.

После Чусовой переписчики вернулись на Уктус, очевидно, в самые верховья, где в то время находилась третья уктусская деревня – «Деревня Зыкова на речке Уктусе. По мере до той деревни от слободы пять(!) верст.» Расстояние до слободы в пять верст - явная ошибка копирования (возможно, в подлиннике было «девять»). В деле следует обрыв, поэтому из описания деревни сохранилось только два двора:

Прокопий (Пронка) Исаков сын Лехкой. «С Кунгуру, деревни Полетаевы, пришол в 1682/83-м году.

Козьма (Коземка) Федоров сын Заразилов. «Кайгородцкого уезду деревни Лоинской, … пришол в 1683/84-м году.»

У Прокопия Лехкого отмечена мельница. Сам Прокопий в переписи 1682 года обнаруживается в Арамильской слободе во дворе своего брата Матвея (Матюшки). При этом датой появления семьи назван 1676/77 год. Матвей Лехково выделялся тем, что единственный в Арамильской слободе платил подать «з железного плавленья», то есть был первым металлургом в окрестностях будущего Екатеринбурга. Наверняка и его брат имел отношение к этому промыслу. Большая разница в датах прихода может объясняться тем, что у Прокопия в переписи 1695 года указано время когда он отделился от брата в самостоятельное хозяйство.

Время возникновения деревни Зыковой также определяется между 1682 и 1695 годом.

Где же располагались три вышеописанные деревни? Очевидно, что стояли они вверх по реке следующим порядком: Фомина – Уктуская (Шилова) – Зыкова. Очевидно, что деревня Шилова находилась на том отрезке Уктуса, который воспринял ее имя и на современной карте называется Шиловкой. Зыкова, следовательно, располагалась на том отрезке Уктуса, который сохранил это название до сих пор. Наиболее естественным местом для поселения была точка пересечения Уктуса древней дорогой, известной как «казанская тропа» и в которой в дальнейшем была поставлена крепость Горный Щит. Фомина находилась на современной Патрушихе. В 1720-е годы на ее берегах располагались Уктусский завод, деревни Нижний Уктус и Верхний Уктус. Вероятнее всего, Фомина соответствует Верхнему Уктусу, в восьми дворах которого в 1720-х годах проживали крестьяне, отмеченные переписью 1695 года в Фоминой.

Крестьяне деревни Фоминой владели мельницами на речке Кылтыке (Катыке). Это древнее название, нанесенное на карту Ремезова. В. Г. Карелин определяет Калтык как современную Шиловку. Но поскольку на Калтыке хозяйничали жители деревни Фоминой, а не Шиловки, логично отождествить Калтык с верхним течением современной Патрушихи.



Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!