Марафон "Откуда я родом"    Запись здесь

Самостоятельный поиск предков » Ревизские сказки

Привожу статью С.В. Гузенко об этом документе. Некоторые сведения также предоставлены Ю.В. Коноваловым.

Несколько слов о том, что представляет из себя ревизский учет населения (1718-1858 гг.). В обозначенный период времени он являлся основной формой учета податного и значительной части неподатного населения России.

Ревизская сказка - документ,  на основании которого производилось взимание подушной подати в России XVIII-XIX вв.  В ревизской сказке содержались сведения об одном  лице  или  ряде  лиц,  составляющих  одну семью. На основании каждой поданной сказки в ходе ревизии составлялись сводные ревизские сказки, содержащие суммарные сведения отдельных сказок по селениям, волостям, станам и уездам. В них последовательно перечислялись все члены семей или отдельные лица, жившие на определенной территории. Ревизские сказки, как правило, составлялись и подавались в имениях - помещиками или их приказчиками, в поселениях государственных крестьян -  старостами и другими должнос­тными лицами, отвечающими за своевременное проведение ревизий,  в городах - пред­ставителями городского управления.

Ревизиями в XVIII-XIX вв. назывались переписи податного населения, подлежащего подушному обложению и воинской повинности.  При Петре I все население было разделено на податное и неподатное. Свободными от податей были потомственные и личные дворяне, духовенство (освобождение распространялось только на лиц,  занимающих штатные должности, и их детей), все лица, состоящие на государственной службе, придворные служители, медики, маклеры, лица, получившие ученые степени, купцы, почетные граждане, «обельные вотчинники» в Олонецкой губернии, коробовские белопашцы в Кос­тромской губернии.

К податным сословиям принадлежали все сельские обыватели и до 1863 г. мещане, цеховые и рабочие в городах. Единицей подушного обложения являлась  ревизская душа. По собственному желанию к податному сословию причислялись лица, которым предоставлялось право поступать на службу или избирать род жизни (дети чиновников, причетников). Обязательному включению в состав податного сословия подлежали лица, пропущенные по ревизии,  возвратившиеся из побегов; лица, у которых истек срок льготы освобождения от подушной подати; лица, возвратившиеся в податное сословие (например, монахи, оставившие свой сан).

С 1719 по 1858 гг. было проведено десять Генеральных (всероссийских) ревизий: 

1 - 1719-1725 гг. (окончательный текст датирован 1722 г. с сохранением возрастов по 1719 г.). В черновых вариантах встречаются женские имена.

2 - 1744-1745 гг. (окончательный текст часто датирован 1747 г.; возраста оставлены по 1745 г.).               

3 - 1762-1763 гг. С этой ревизии пере-писываются женщины с указанием происхож-дения жен и мета выдачи замуж дочерей.             

4 - 1782 г.                

5 - 1795 гг.               

6 -1811-1812 гг. Ревизия не была закон-чена в связи с войной. В черновых вариантах встречаются женские имена.

7 - 1816 г. С этой ревизии раздельное написание мужчин и женщин на соседних страницах разворота. Упрощается инфор-мация о женщинах: нет сведений о времени и причине их выбытия из списка, о происхождении жен.

8 - 1833-1834 гг.

9 - 1850 г.

10 - 1857-1858 гг.

На местах, в основном - в городах и заводах, проводились и дополнительные ревизии. После 1858 года для учета населения местными властями создавались подворные списки, продолжавшие  ревизские сказки и близкие к ним по формуляру.

Ревизские сказки позволяют установить следующие сведения: сословную принадлежность лица,  подающего сказку; возраст, фамилию, имя, отчество и место рождения;  место постоянного жительства;  наличие детей мужского и женского пола (кроме 1, 2 и 6 ревизий) с указанием времени и места их рождения;  родственников и «работных людей» с указанием фамилий, имен, возраста и сословной принадлежности; размеры податей, уплачиваемых казне;  имущественное положение подающего сказку (не всегда); в ряде случаев по 1-5 ревизиям - национальность;  по 1 ревизии - физические недостатки («увечен», «слеп»).

С 3-й ревизии вводится единая печатная форма ревизской сказки, просуществовавшая практически без изменений до 10-й ревизии.

Начиная с  3-й ревизии,  в сказки вносились сведения обо всех лицах мужского и женского пола (фамилия,  имя,  отчество,  возраст, сословная принадлежность, место жительства). В формуляр сказки 7-й ревизии для некоторых категорий населения вносятся сведения о специальности;  сведения о женском поле выделены и составили правую часть сказки.



Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!