Курс "Как искать своих предков"    Запись здесь

Г. Шадринск

Город Шадринск Шадринский уезд находится от епархиальнаго города в 225 вер., от ближайших железнодорожных станций З.-Сибирской ж. дороги «Мишкино» в 80 и Пермской – «Камышлов» в 110 в. Город расположен на совершенно ровной местности, на левом берегу Исети, которая вследствие мягкости почвы разветвляется в этом месте на несколько рукавов. На правом берегу реки расположены деревни, входящия в состав прихода, относящагося к собору. С северной стороны город окаймляется раскинувшимся на несколько тысяч десятин сосновым бором, принадлежащим городскому управлению. К юго-западу, на противоположном берегу реки местность возвышенная на столько, что по Челябинскому тракту, направляющемуся с запада, Шадринския церкви отчетливо видны не менее, как на десятиверстном разстоянии. Далеко также видно город и по направлению с южной стороны по Курганскому тракту. Обрамленный с севера бором, расположенный на берегу довольно широкаго рукава реки, украшенный 7-ю храмами и множеством богатых и обширных каменных зданий, Шадринск производит на путешественника, приближающагося к нему по двум сказанным направлениям, приятное впечатление довольно большого богатого и очень красиваго города. За то с севера и востока вследствие ровности места, а отчасти и из-за бора, города совсем не видно до тех пор, пока путешественник не окажется в городских улицах. Основан Шадринск в 1662 году в виде слободы, названной Покурье-Шадрино, от находящагося вблизи залива Курья-Шадриха или Шадринская. Возникновением своим Шадринск обязан некоему русскому выходцу из Тобольска Юрию Соловьеву. Снабженный особой «памятью», дозволявшей ему поселиться, где он только пожелает, где найдет для себя более выгодным и удобным, Ю. Соловьев облюбовал себе местность, где расположен в настоящее время город, как наиболее удобную по обилию воды и леса. Вскоре после основания, слободы Ю. Соловьева была окружена особым «острогом» для защиты от нападения соседних башкир и татар, в ней устроена была церковь во имя Архистратига Божия Михаила. В 1712 году слобода эта переименована архангельским Шадринским городом, с особым комендантом. В 1779 году вместо коменданта был назначен городничий. В 1781 году Шадринск назначен уездным городом Екатеринбургской провинции Пермскаго наместничества, причем название «архангельским» вышло из употребления. Находясь в самой южной части Пермской губернии, где почва отличается особенным хлебородием, Шадринск служил до проведения Сибирской железной дороги главным во всем уезде центром хлебной торговли, развитие которой много способствовало богатому благоустройству и украшению города. Но с проведением линии Западно-Сибирской ж. д. и с перенесением торговой жизни в другие пункты, более удобные для сбыта хлеба в центральныя места России, торговое значение Шадринска пало. Крупные и богатые торговцы выехали из города в новые торговые центры, численность народонаселения значительно сократилась, оживление свойственное торговому городу исчезло, так что в настоящее время Шадринск ничем не отличается от самых заурядных уездных городов, разве только весьма значительным числом кладовых для склада товаров и богатых больших каменных домов. Да и то большая часть этих домов продается в настоящее время за безценок вследствие переезда их хозяев в другия места, куда они перенесли свою торговую деятельность. Численность населения города Шадринска простирается по полицейским сведениям за десять тысяч, из которых постоянных жителей домовладельцев считается по церковным документам православных обоего пола 6821 ч., единоверцев 900 человек также обоего пола и раскольников: австрийскаго толка 57 человек, безпоповщинскаго и часовеннаго согласия 106 человек. Кроме православных, есть в г. Шадринске христиане протестантскаго и р.-католическаго вероисповедания, а также лица и нехристианских исповеданий: магометанскаго и иудейскаго, но число как тех, так и других весьма незначительно и притом очень неустойчиво – вследствие того, что к числу первых относятся в большинстве случаев чиновники, часто остающиеся на службе в городе не на долгое время, а ко второй категории принадлежат мелкие торговцы, тоже не редко оставляющие город при первом неблагоприятном случае в общем ходе их коммерческих предприятий. Для удовлетворения религиозных потребностей населения в городе существует 6 православных церквей, (из которых четыре приходския, одна приписная и одна кладбищенская) и одна единоверческая. Раскольники австрийскаго согласия в 1813 году после опубликования правил, дозволяющих раскольниками иметь свои молитвенные дома, превратно понимая эти правила, начали было на видном месте в городе строить себе церковь и уже успели вывести стены до сводов, но были от дальнейшаго продолжении работ удержаны гражданскими властями. В устроенном ими здании до 1899 года помещалась Николаевская ц.-приходская школа. Свои религиозныя нужды раскольники этого согласия удовлетворяют в частном доме и имеют в городе своего лже-иерея, совершенно невежественнаго далматовскаго мещанина. Для просветительных нужд жителей служат: мужское 4-х классное городское училище, Мариинское женское училище, 3 городских начальных народных училища и 3 ц.-приходския школы.

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.

Другие статьи этого раздела:

Колчеданское село [описание]

Бакланское село [описание]

Басмановское село [описание]

Батуринское село [описание]

Белоярское село [описание]



Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!