Курс "Как искать своих предков"    Запись здесь

Замараевское село

Замараевское село (1 благочиние) Шадринский уезд находится от епархиальнаго города в 184 в., от уезднаго в 29 в. на северо-запад, расположено на левом берегу р. Исети, окружено болотами и небольшими озерами, образовавшимися из старых протоков Исети, изменившей вследствие слабости грунта первоначальное направление своего течения. Климатическия условия местности, вследствие застоя воды в упомянутых небольших озерах и обилия болот, не могут считаться благоприятными для здоровья: заболевание лихорадкой разных видов представляет здесь обычное явление. Почва в ближайших окрестностях селения суглинистая, а к северу черноземная, но уже истощенная и нуждающаяся в удобрении. Местность представляет собою оголенную от древесной растительности равнину, возвышающуюся к востоку. На этой равнине, на пространстве не более квадратной полуверсты, раскидано около ста разнообразных по величине курганов, формою своею более или менее приближающихся к полушарию. Некоторые из них при вышине от 1 до 2 ½ аршин имеют в окружности от 10 до 80 сажен. Многие из курганов уже разрушились. К северу от курганов ранее заметны были следы городища, обнесеннаго рвом и валом, но в настоящее время распашкою признаки его совершенно уничтожены. Время возникновения села Замараевскаго определенно не известно, хотя, судя по истории заселения края, его можно отнести к концу XVII или же к началу XVIII столетия. До 1725 года оно принадлежало, в качестве деревни, к приходу с. Сухринскаго, а с этого года выделилось в самостоятельный приход. В настоящее время в состав Замараевскаго прихода входят, кроме самаго села, шесть деревень: Бутырки в ½ в. от села, Короткова в 5 в., Максимова в 6 в., Безбожная в 7 в., Подкорытова в 10 в. и Осокина в 11 в. Численность прихожан достигает 1536 д. м. п. и ж. п. 1678 православных и 44 м. п. и 45 ж. п. раскольников. Последние все живут в д. Подкорытовой. До 1851 г. раскола в приходе не было; занесенный сюда крестьянином Глухановым, он быстро начал распространяться, охвативши собою чуть не всю деревню; в настоящее же время он весьма заметно сокращается, так что число раскольников не достигает и сотни душ. Все раскольники австрийскаго согласия. Население прихода занимается почти исключительно земледелием; никаких отраслей кустарной промышленности в приходе не существует, кроме плетения коробьев и черемуховых прутьев, да и то в незначительном количестве. – Первый храм в с. Замараевском был деревянный двух-престольный, заложенный в 1725 году. В 1726 г. были освящены оба престола: сначала в главном алтаре в честь Знамения Божией Матери, а потом и в придельном в честь преп. Зосимы и Савватия, Соловецких Чудотворцев. Храм этот существовал до 10 Июня 1799 г., когда сгорел от удара молнии. В том же году на месте сгоревшаго был заложен новый храм в честь тех-же святых. Время освящения главнаго алтаря не известно, придельный же алтарь был освящен в 1802 году. В 1842 году этот храм за ветхостию был разобран, о нем напоминает теперь устроенный на месте престола главнаго алтаря, обнесенный приличной оградою каменный памятник. Настоящий каменный храм в честь тех же святых был заложен в 1836 году. Через шесть лет после закладки был закончен постройкою и освящен теплый придельный храм в честь Соловецких Чудотворцев, главный же был закончен в 1852 году и освящен в 1854 году Преосвященным Ионою, Епископом Екатеринбургским, так как прихожане выражали настойчивое желание видеть освящение этого храма за архиерейским богослужением. Храм устроен иждивением прихожан. Весьма деятельное участие при построении его принимал бывший в то время местный священник Н. Оранский, решившийся ради благолепия и красоты его внешней формы, чем он резко выделяется из ряда других сельских храмов, отступить от проекта плана, составленнаго архитектором. Это отступление, самовольно допущенное о. Оранским, чуть было не окончилось для него очень печально, так как архитектором, составлявшим первоначальный план, было возбуждено судебное дело, и только вмешательство Архиепископа Аркадия, взявшаго под свое покровительство священника – радетеля о церковном благолепии, дало делу благоприятный исход. Внутри храм украшен стенной живописью. Иконостас главнаго храма отличается оригинальностью рисунка. Как с внешней, так и с внутренней стороны (в алтаре) он украшен золоченой резьбой. Оригинальность его, кроме этого, еще и в том, что он всего в один ярус, а на края его опирается резная вызолоченная арка, увенчанная крестом и украшенная крупною надписью: «кресту Твоему поклоняемся, Владыко»… Около церкви в 1865 году устроена каменная с железными решетками ограда, на углах западной стороны которой выстроены два каменных флигеля, служащие кладовыми для различнаго церковнаго имущества. Храм существует в первоначальном виде и никаким переделкам, кроме несущественнаго частичнаго ремонта, не подвергался. В приходе есть одна деревянная часовня в д. Подкорытовой в честь св. Великомученицы Екатерины, устроенная в 1729 году. Во владении церкви состоят четыре деревянных дома, предназначенные для помещения причта и просфорни. В д. Подкорытовой есть школа грамоты.

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.

Другие статьи этого раздела:

Кривское село [описание]



Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!