Курс "Как искать своих предков"    Запись здесь

Нижне-Тагильский завод. Единоверческая церковь. Верхотурский уезд

Нижне-Тагильский завод единоверческая церковь. Свято-Троицкая церковь. – Население Нижне-Тагильского завода, с самого основания его, было почти сплошь раскольническое беглопоповской секты. В первой половине 18 века около селения жил беглый поп Иов, устроивший для себя небольшую часовню, в который сам совершал богослужение по старым книгам. Окрестные жители прочитали его за постническую жизнь и по смерти его приходили на поклонение к могиле его, почитая за святого. В 1836 году могила его оказалась разрытой в ночь на 26 октября. Следствие, произведенное по сему поводу, окончилось Высочайшим повелением зарыть могилу, не исследуя праха Иова. В 1745 году келья Иова была расширена и устроена обширная часовня старообрядцем А. Рябининым, сгоревшая в 1779 году; вместо нее выстроена была им же еще новая, более обширная, перешедшая впоследствии к единоверцам. Все эти три часовни были построены в честь Пресвятой Троицы, и празднование этого дня началось еще при Иове. В последствии Свято-Троицкая раскольническая часовня в Нижнем Тагиле стала центром, объединявшим раскольников – беглопоповцев почти всего Урала, так как при ней, благодаря богатству и многочисленности прихожан и покровительству управляющих заводом, всегда были беглые попы, для укрывания коих при часовне были устроены особые тайники. Единоверие появилось в Нижнем Тагиле в начале 30-х годов 19 столетия, благодаря проповеди миссионера Оглоблина и содействию управляющего Белова. Первый единоверец в Нижем Тагиле – Густомесов ( с 1831 года) был прихожанин Екатеринбургской Толстиковской церкви. У него на усадьбе была раскольническая часовня, к служению в которой он обещал допустить благословенного священника. Увлекаемые его примером, в январе 1835 года Я. Морозов с 4 товарищами заявили миссионеру Оглоблину желание принять благословенного священника и в апреле того же года подали в заводскую контору прощение об устроении им церкви. Владельцы завода и управляющие отнеслись к этой просьбе благосклонно, и церковь была начата постройкой в начале  1833 года, 4 февраля 1833 года к Нижне-Тагильским единоверцам был назначен священником о. Дмитрий Козельский с тем, чтобы до устроения церкви службы церковные он совершал в Густомесовской часовне. Но Густомесов в это время уже уклонился из единоверия в расколе и не позволил служить в своей часовне Козельскому; да и прочие единоверцы, коих в это время было в Нижнем Тагиле около 450 душ, приняли его только по «исправлении», т. е перемазавши, как раньше принимали беглых попов. 26 апреля 1834 года новая деревянная церковь для единоверцев была освящена во имя святого Николая чудотворца, и с этого времени число единоверцев стало быстро увеличиваться, так что уже 12 февраля 1835 года к сей церкви был назначен второй священник Сумеон Воинственский. Единоверцы, принявшие священника Козельского, образовали первый единоверческий приход в Нижнем Тагиле, существовавший самостоятельно до апреля месяца 1872 года, когда он слился с приходом Свято-Троицким, основанным позднее. В 1835 году 19-го марта умер последний беглый поп Архип, служивший в Свято-Троицкой раскольнической часовне. Когда попытки найти ему приемника не удались, 7 человек из раскольников подали, во главе с Уткиным, владельцем домашней часовни, в главную заводскую контору заявление о согласии принять благословенного священника в Троицкую часовню, и 4 апреля 1837 года об этом был составлен приговор, при чем согласники просили миссионера Оглоблина указать кандидатов на священническую и дъяконскую вакансии в новом приходе. Оглоблин рекомендовал во священники дъякона города Шадринска Иоанна Стефановича Пырьева, который и был посвящен по старопечатным книгам 29 сентября 1837 года, в присутствии влиятельных единоверцев прихожан, а 30 октября получил указ на исправление треб в Выйской часовне, принадлежавшей Уткину, который ее для того уступал. Когда Пырьев по приезду в Нижний Тагил хотел 8 октября служить в этой часовне, прихожане раскольники не допустили этого, и часовня была запечатана гражданской властью, как перестроенная, вопреки закону, после 1826 года. Таким образом Пырьев принужден был совершать службы только в домах своих прихожан, ибо прихожане Никольской единоверческой церкви в свою церковь ее не пускали. В 1838 году с 10-15 марта он совершал служение в так называемой Вогульской часовне, по приглашению владельца оной П. Сиротина и некоторых других прихожан ее. Однако, благодаря влиянию упорных раскольников, и здесь Пырьеву не пришлось долго совершать службы: часовня была запечатана. По Высочайшему повелению от 20 февраля 1842 года, Свято-Троицкая раскольническая часовня была передана единоверцам в марте-месяце того же года. Передача происходила при упорном сопротивлении раскольников. Некоторые из них ворвались в часовню и жили там более месяца, так что в действительное владение часовней единоверцы могли вступить только 18 мая, когда раскольники дали подписку не противиться более передаче часовни, и 19 мая часовня была освящена. Четвертого июня того же года часовня была освящена в церковь. В 1849 году был приобретен для церкви колокол в 744 п. 5 ф., что вызвало постройку каменной четырехярусной колокольни, построенной заводовладельцами в 1852-3 годах по образцу колокольни Ивана Великого в Москве. В 1862 году, в память освобождения крестьян, в Свято-Троицкой и Никольской церквях были устроены иконы святого Александра Невского. Положено было также совершать крестный ход , то Святейший Синод и не разрешил его совершать. В том же году при Свято-Троицкой был устроен придел во имя Святого Александра Невского. В 1872 году в ночь с 8 на 9 марта Свято-Троицкая церковь сгорела, причем разница, иконы и каменная колокольня остались целы. Тогда прихожане Троицкой церкви стали ходить в Никольскую и 9 апреля 1872 года прихожане составили приговор о соединении двух приходов в один, о расширении Никольского храма и об устроении нового каменного храма. Деревянный Никольский храм, построенный на средства заводовладельцев ( стоимость постройки 28369 рублей), был расширен пристройкой в 1872-3 годах, а в 1889 году был упразднен за ветхостью и ненадобностью после построения каменного храма. Последний был заложен 3 июля 1877 года, причем старая каменная колокольня попала в новую постройку. 13 мая 1879 года законченный купол нового храма, уже покрытый железом и венчанный крестом, рухнул, повредив одну стену. Поврежденные части были разобраны, а здание было снова отстроено, и 10 ноября 1885 года главный престол церкви был освящен в честь Святой Троицы епископом Нафанаилом. Два другие придела были освящены: южный во имя святого Николая 4 мая 1886 года и северный в честь Рождества Пресвятой Богородицы 27 сентября 1887 года. В 1894 году все три престола за ветхостью были заменены новыми. С тех пор церковь остается без изменения. В верхних ярусах иконостаса помещаются несколько икон, взятых из бывших раскольнических часовень. В библиотеке церковной есть старопечатные книги, перешедшие оттуда же и, кроме того рукопись ( в 4 томах), протоирея Иоанна Пырьева, излагающая документально всю историю возникновения и утверждения единоверия в Нижнем Тагиле. По этой рукописи была составлена интересная статья, напечатанная в Православном Собеседнике за 1866-7 года под заглавием: «О единоверии в Нижне-Тагильском округе». При храме в настоящее время есть каменная часовня во имя святого Николая, построенная на месте упраздненного Никольского храма; к ней совершается крестный ход 9-го мая. Прежде существовали в приходе еще часовни: 1) в деревне Горбуновой, устроенная в 1805 году на усадьбе Толешова; при ней был устроен скит, в котором настоятелем был лжемонах Товия, умерший в 1840 году; потом скитники разошлись, и полиция хотела скит сжечь, но раскольники решили лучше передать строение единоверцам, и 26 ноября 1845 года часовня была освящена; келья Товия была продана на слом, а в память о нем в часовне была устроена икона; 2) Покровская (Ортюгинская) в Нижне-Тагильском заводе была запечатана в 1840 году, а  в1848 году 25 марта передана единоверцам со всей утварью; в 1876 году упразднена; 3) Густомесовская была запечатана 22 октября 1833 года; а в 1835 году передана была единоверцам, а  в 1836 году была перенесена на кладбище к могиле попа Иова, в ней был устроен иконостас, и предполагалось перестроить ее в церковь. В 60-х годах грабители убили сторожа при часовне и ограбили кружку, после чего мысль о перестройке часовни в церковь была оставлена и здание ее было продано в Баранчинский завод за 120 рублей единоверцам, а иконы были распроданы в частные руки, звон и часть икон проданы для Медведьевской церкви. Баранчинцы, перевезя железо с крыши и часть построек и увидя, что перевозка обойдется дорого, продали остальное Нижне-Тагильской раскольнице за 100 рублей, которая и устроила из материала сего фабрику для подносов. В последнее время прихожане решили в память столетия единоверия построить на первоначальном месте Густомесовской часовни здание для церковно-приходской школы ( школа грамоты уже существует) и собрали на сей предмет около 1000 рублей. Прихожан при церкви числилось в 1901 году 4255 мужского пола и 4702 женского пола, в том числе и уклонившихся  в расколе 429, раскольщиков- безпоповцев 879, австрийцев 9 и сектантов 4. Для причта имеется дом.   

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.

Другие статьи этого раздела:

Висимо-Шайтанский завод. Единоверческая церковь. Верхотурский уезд [описание]     

                                                           



Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!