Курс "Как искать своих предков"    Запись здесь

Нижне-Тагильский завод. Входо-Иерусалимская церковь

Нижне-Тагильский завод. Входо-Иерусалимская церковь (3 благочиние) Верхотурский уезд. Приход этой церкви расположен в самом центре Нижне-Тагильскаго завода, вблизи заводских сооружений и Главнаго Управления Нижне-Тагильских и Луньевских заводов. Сей приход почти ровесник самому Нижне-Тагильскому заводу (1725 г.). Составился он главным образом из переселенных в завод владельцами Демидовыми крепостных людей из разных мест России; приход образовался в 1750 году, с построением храма. До этого же времени христианския требы для немногочисленных православных насельников завода (ибо большинство их на первых порах были раскольники или склонные к расколу) исправлялись, по всей вероятности, наезжими из Невьянска священниками и монахами Невьянскаго монастыря. Но с течением времени православное население завода все более и более увеличивалось, увеличивалась вместе с тем и численность прихожан Входоиерусалимскаго храма. Такое увеличение и разростание завода, а следовательно, и прихода Входоиерусалимской церкви, и повлекло за собой в первой половине прошедшаго столетия выделение и образование из Входоиерусалимскаго прихода еще двух самостоятельных приходов Введенскаго и Выйско-Николаевскаго, а во 2-й половине того же столетия и 3-го, Александро-Невскаго. В настоящее время в приходе Входоиерусалимской церкви числится: муж. пола 1952 души, жен. пола 2065 душ; раскольников муж. пола 42 души и жен. пола 52 души; субботников иеговистов муж. пола 1 и жен. 2 души. К приходу Входоиерусалимской церкви приписано село Елисаветинское. Первоначальный храм этого старейшаго Нижне-Тагильскаго прихода был деревянный. Он устроен был в 1750 году и освящен в честь Введения во храм Пресвятыя Богородицы. Храм этот существовал до 1777 года, когда был устроен и освящен другой, ныне существующий каменный храм в честь Входа Господня во Иерусалим. Прежний же деревянный храм в честь Введения Пресвятыя Богородицы перенесен был на кладбище и несколько десятков лет состоял кладбищенским, пока не обращен был в самостоятельный приходский храм. Новый каменный, и до ныне существующий, храм в честь Входа Господня во Иерусалим был заложен вблизи бывшаго деревяннаго Введенскаго храма (место престола последняго и доселе ограждено чугунной решеткой вблизи храма) 5 Июня 1764 года Невьянскаго монастыря Архимандритом Исаею, в присутствии местнаго духовенства и приглашенных из Екатеринбурга  чиновников, с благословения Тобольскаго и всея Сибири Митрополита Павла. Храм был построен и украшен иждивением заводовладельца д. ст. советн. Никиты Акинфиева Демидова. Кроме главнаго, в честь Входа Господня в Иерусалим, в храме устроены были два придельных алтаря: с южной стороны в честь Рождества Христова и с северной во имя св. великомученика Никиты (15 сент.), имя котораго носил строитель храма. Сей последний придел был освящен самим Тобольским и Сибирским епископом (как назывались с 1768 до 1792 года бывшие Тобольские Митрополиты) Варлаамом в 1771 году Февраля 13 дня. Рождественский же придел освящен, по благословенной грамоте того же Тобольскаго и Сибирскаго епископа Варлаама, протоиереем сей церкви Григорием Мухиным в 1773 году Января 28 дня; а главный алтарь в честь Входа Господня в Иерусалим освящен, по благословению того же епископа Тобольскаго и Сибирскаго Варлаама, в 1776 году Ноября 22 дня закащиком Нижне-Тагильскаго Духовнаго Правления, священником Григорием Скрябиным. Обращает на себя внимание устройство храма. Храм устроен в византийском стиле, в виде креста, с тремя маковицами и крестами на верху. Стропила на церкви и колокольни железныя. Под шпилем устроены были башенные часы с боем четвертей в 4 колокола. Карнизы храма снаружи были украшены алебастровыми фигурами, а кругом купола 12 херувимами; впоследствии,  в 20 годах прошлаго столетия, лишния колокола у часов, алебастровыя фигуры и херувимы были сняты. Кресты и маковицы на храме сделаны были в Нижне-Тагильском заводе из красной меди и вызолочены через огонь в Москве, на что употреблено было 100 червонцев, да на провоз 70 рублей. Престолы в алтарях, по воле храмоздателя, устроены из «ординарнаго отполированнаго камня Высокогорской магнитной железной руды в величину престола и обложены деревом»; над главным престолом устроена сень. Подрядчик каменных работ, крестьянин Ярославскаго уезда Яков Ив. Колоколов с товарищем подрядился строить храм за 180 рублей за лето обоим, с готовой квартирой и подводой в дорогу, и дело свое окончил с честию, без архитектора. А для квартиры своей с товарищами еще построил на ограде церковный каменный дом, в коем, по окончании работ по церкви, поместилось Заказное Духовное Правление, потом церковно-приходское училище. Наблюдение за постройкой храма было поручено заводскому Управителю Григорию Белых, единственному в то время православному приказчику, и протоиерею Григорию Мухину. Поденная плата рабочих была по 1 коп. в день. Со времени построения своего каменный корпус храма никаким перестройкам и изменениям не подвергался до настоящаго времени; но внутри произведено было несколько перемен и ремонтировок. Входоиерусалимская церковь имеет богатейшую ризницу и утварь. Наиболее замечательны: священные литургийные сосуды из чистаго золота 96 пробы, украшенные бриллиантами и другими драгоценными камнями, дар заводовладельца, т. сов. Николая Никитича Демидова († 1828 г. 22 Апреля); цена этих сосудов по курсу того времени 45,000 рублей; напрестольное Евангелие, в сребропозлащенном окладе, весьма большаго весу и величины. Особенно чтимыя иконы: древняя икона  святителя и чудотворца Николая Мирликийскаго, принесенная из Невьянскаго завода около 1725 года и украшенная сребропозлащенной ризой с драгоценными камнями; икона св. Андрея Критскаго, в сребропозлащенной ризе, пожертвованная в 1858 г. Анатолием Демидовым в память об Андрее Николаевиче Карамзине; икона св. равноапостольнаго Князя Владимира, в сребро-позлащенной ризе, устроенная Нижне-Тагильским купечеством в 1869 году, в память посещения завода В. Князем Владимиром Александровичем; икона Иверской Божией Матери, в сребропозлащенной ризе с уральскими драгоценными камнями, ценою около 3 тысяч рублей, приобретена усердием прихожан в 1891 году; икона Божией Матери Взыскание погибших. – Церковь обнесена каменной оградой с чугунными решетками. – При Входоиерусалимской церкви состоят приписными две церкви: 1-я в самом заводе, на кладбище, каменная заложена в 1893 году во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, 2-я в селе Елизаветинском, называвшемся до построения церкви деревнею Бобровкой, построена в 1890 году во имя св. пророка Божия Илии. Кроме приписных церквей в приходе Входоиерусалимской церкви имеются две каменных часовни, обе в самом Н.-Тагильском заводе. – Причт Входоиерусалимской церкви состоит из 3 свящ., 1 диакона и 3 псаломщиков. Домов для помещения причта 3; в ограде – помещение для сторожей, просфорни и церковно-приходской школы. В приходе Входоиерусалимской церкви имеются две церковно-приходских школы: Входоиерусалимская, открытая в 1890 году, смешанная, помещается в церковном здании; Кирилло-Мефодиевская, открытая школой грамоты в 1900 г. 2-го Ноября, преобразована в церковно-приходскую школу в Сентябре 1901 года, смешанная, помещается в собственном здании; одна школа грамоты – Ключевская (в Н.-Тагильском заводе), смешанная, открыта в 1891 году, помещается в здании принадлежащем частному лицу (учительниц школы). Кроме того в приходе Входоиерусалимской церкви обретаются: 1) Горнозаводское Демидовское училище; это училище возникло после целаго ряда преобразований из цифирной школы, открытой родоначальником Демидовых Никитою Демидовым, по повелению Императора Петра 1-го от 6-го Декабря 1709 года; 2) Городское трехклассное училище (для 110 мальчиков), прекрасно обставленное; 3) женское училище 2-го разряда, называемое Анатолиевским (для 100 учениц); ныне преобразовано в женскую прогимназию; 4) женское начальное училище, под названием Павловскаго (для 100 учениц). Все эти четыре училища помещаются в зданиях, принадлежащих заводовладельцам, и до 1887 года содержались исключительно на их средства, а с этого года они содержатся на соединенныя средства заводовладельцев, служащих на заводах и рудниках и отчасти рабочих рудничных и заводских; но все училища состоят в ведении Министерства Народнаго Просвещения. Наконец, в Входоиерусалимском же приходе находится земское Елизаветинское училище, в селе Елизаветинском, смешанное; открыто в 1881 году.

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.

Другие статьи этого раздела:

Черноисточинский завод [описание]



Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!