Курс "Как искать своих предков"    Запись здесь

Воскресенское село

Воскресенское село (3 благочиние) Верхотурский уезд, иначе и чаще называемое Шиловка, находится в округе Нижне-Тагильских горных заводов владельцев Демидовых, в 20 верстах от Нижне-Тагильскаго завода к ю.-в., от епархиальнаго города Екатеринбурга в 120 верстах  к с., от ближайшей станции «Анатольская» Пермь-Тюменской железной дороги в 10 верстах к с.-в.  Воскресенское село расположено на небольшой речке Шиловке, впадающей в реку Шайтанку (приток р. Тагила); от этой речки Шиловки село и получило свое второе название, хотя не официальное, но весьма употребительное среди местнаго и окрестнаго населения. Первое-же название свое село получило от прежней, ныне упраздненной,  церкви, в честь Воскресения Христова, существовавшей до 1884 года, когда была новая церковь во имя Святыя Троицы. Село расположено по восточным отрогам (средняго) Уральскаго хребта, в местности холмистой; климат холодный, но здоровый, весна и лето коротки, зимы суровы и продолжительны. Почва, глинистая и песчано-каменистая, малопригодна для хлебопашества; однако огородныя овощи, в особенности картофель, произрастают хорошо. По разсказам старожилов (86-88 летняго возраста), местность, занимаемая ныне селом Воскресенским, до последних лет первой четверти истекшаго (19) столетия представляла из себя непроходимый лес в перемежку с болотами. В 1824 и 1826 годах помещик Демидов, купивши крепостных людей у графа Разумовскаго, переселил их из Черниговской губернии на настоящее место, построил для переселенцев, еще до приезда их на новое место жительства, дома со всем необходимым домашним обзаведением (ведрами, котлами, ухватами и т. п.). В первый пригон (1824 г.) переселено было 90 семей; при этом, малочисленныя семьи помещены были по два и по три в одном доме, а многолюдныя получали каждая отдельную избу. В селе сохранились до настоящаго времени две избы, поставленныя Демидовым для переселенцев; оне очень большия, просторныя, срублены из толстых сосновых деревьев, росших на тех местах, где и поставлены избы. Прибывшие к месту переселенцы сначала расположились станом за речкой Шиловкой, в полверсте от построек, и затем стали по жребию получать себе дома для жительства и водворяться в них. Второй пригон был в 1826 году. Насельники Воскресенскаго села все почти малороссы из Черниговской губернии; только несколько дворов (с фамилией Оленевы или Марвинцы, как они себя называют), урожденцы Вятской губернии. Эти последние вызваны были помещиком Демидовым для постройки домов будущим поселенцам; но сделав свое дело, они и сами остались тут-же. Все жители Воскресенскаго села православные. К Воскресенскому приходу, кроме села, принадлежит еще одна деревня «Анатолиевская» или «Грань», в 6 верстах от села; по этой деревне проходит граница между Екатеринбургским и Верхотурским уездами. Жители этой деревни туляки, переселенные заводовладельцем Анатолием Демидовым из Тульской губернии; все они православные, за исключением 5 раскольнических дворов безпоповщинскаго толка («стариковщина»), самовольно переселившихся сюда, на Невьянский тракт, из Краснопольской волости для содержания постоялых дворов; но они живут особняком и никакого влияния на православных не оказывают. В Воскресенском селе жителей (православных) муж. пола 831 д. жен. п. 844 души; в деревне Анатолиевской православных 150 душ м. п. и 142 души ж. п.; раскольников 17 душ и м. п. и ж. п. 11 душ. – До устроения церкви (1839 г.) жители нынешняго Воскресенскаго прихода исполняли свои христианския обязанности у духовенства Нижне-Тагильскаго и Черно-Источинскаго завода. При этом, население Воскресенскаго села до 1833 году приписано было к приходу Входо-Иерусалимской церкви, а с 1833 по 1839 год к приходу Введенской церкви Нижне-Тагильскаго завода. С 1839 года устроена была собственная церковь и образовался самостоятельный Воскресенский приход. – Главное занятие жителей села и деревни – золотоискательство на приисках г.г. Демидовых, вырубка и доставка леса и дров на заводы; в последние годы стало по немногу развиваться хлебопашество; но оно требует больших предварительных трудов – выкорчевания пней, покрытия земли черноземом, вывозимым из болот, удобрения навозом; при том, хлеб, за краткостью лета, не всегда успевает вызревать; сеют овес и рожь. Для переселенцев из Черниговской губернии (1824 и 1826 г.г.) на первое время поставлены была в новом селении деревянная часовня, в которой наезжее духовенство и совершало по временам богослужение; часовня эта, построенная помещиком Демидовым, существовала около 15 лет, пока не расширена была и не преобразована в храм, около 1838 года. Сей новоустроенный храм был освящен в честь Воскресения Христова. Первыя метрическия книги в церковном архиве имеются за 1839-й год. Наконец, старанием церковнаго старосты Андрея Никит. Крутика, состоявшаго в этой должности безсменно 36 лет, усердием и иждивением прихожан в 1884 году устроен и освящен новый каменный храм, с каменною-же колокольней; храм однопрестольный, во имя Святыя Троицы. Внутри храм окрашен масляною краскою и украшен стенною живописью, а снаружи выштукатурен и выбелен. На такия-же средства и усердием того-же церковнаго старосты с 1891 года храм обнесен каменною оградой, с тремя воротами и железными решетками, и построен весьма приличный и поместительный дом для священника со всеми службами. Причт церковный состоит из 1 свящ. и 1 псал. В селе Воскресенском есть земское смешанное училище, открытое в 1879 году.

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.

Другие статьи этого раздела:

Николае-Павловское село [описание]

Кабанское село [описание]



Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!