Курс "Как искать своих предков"    Запись здесь

Екатеринбург. Свято-Духовская церковь

Свято-Духовская церковь. Приход ее расположен в южной и западной частях города, где находятся улицы: Симановская, Покровский проект, Успенская, Тихвинская, Сибирский проект, Госпитальная, Архиерейская, Спасская, Сухаревская, Болотная и две Загородных. Прихожане, коих за 1900-й год считалось 31114 душ ( 1454 мужчин и 1660 женщин), занимаются главным образом, торговлей и разными ремеслами. В районе прихода есть старообрядцы часовенные (бывшие беглопоповцы) и последователи австрийщины. Первых за тот же 1900 год было 53 души ( 24 мужчины и 29 женщин), а вторых 61 душа ( 31 мужчина и 30 женщин), всех 114 душ. У бывших беглопоповцев в Госпитальной улице имеется часовня, называемая малой; построена она в 1792 году. Приход образовался в 1760 году и называется Златоустовским ( по церкви придельной), каковое название удержалось и до настоящего времени. В конце декабря 1759 года было отчислено от Богоявленского прихода к Златоустовскому 178 православных дворов, и 30 раскольнических ( в последних насчитывалось 139 человек). Первый каменный в Екатеринбурге храм был Свято-Духовский. Заложен он протоиреем Кочневым 28 мая 1755 года, по благословенной грамоте Тобольского митрополита Сильвестра. Строился храм «на оставшееся по смерти Екатеринбургского купца Филиппа Сокольникова пожиток». Деньги подрядчикам за доставку материалов и за работу выдавала Екатеринбургская ратуша и выдавала крайне не аккуратно, вследствие чего работы прекращались на весьма продолжительное время. Вообще члены ратуши, в числе коих были и раскольники, не заботились окончить постройку церкви в течение двух лет, как того требовало условие, заключенное Ратушей с подрядчиком Нечкиным. Это обстоятельство и вынудило в июле 1757 года старосту «строящейся внизу за городом церкви и некоторых мирских людей» подать в Екатеринбургское духовное правление доношение, в коем высказали, что они желают соорудить на свой счет каменный же во имя святителя Христова Иоанна Златоустого придел и просили исходатайствовать, где следует, на заложение его благословенную грамоту. Духовным правлением это доношение было отослано в Тобольскую Консисторию, и последняя представила его в Святой Синод. От 21 декабря 1757 года Консистория дала знать указом протоирею Кочневу, что Святой Синод благословляет заложить «при вновь строящейся Сошествия Святого Духа церкви придельную каменную же церковь, ежель оной подлинно быть необходимо потребно». Когда протоиреем Кочневым совершено заложение, не известно; освящен же Златоустовский придел, устроенный на северной стороне Свято-Духовского храма, Далматовским заказчиком, иеромонархом Саввой, по грамоте митрополита Павла, подписанной им 3 июля 1759 года. День освящения на грамоте не показан. Главный же Свято-Духовский храм был освящен 19 мая 1768 года протоиреем Кочневым с благословения митрополита Павла. Южный придел, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, был устроен на средства Екатеринбургского купца Иосифа Устьянцева. Заложение совершил первого октября 1786 года, по благословении Варлаама, подписанной 20 ноября 1792 года. Кроме того, в 1768 году на средства Екатеринбургского купца Ивана Хлепитина в каменной колокольне был устроен придел во имя святителя Николая Чудотворца, освященный в 1769 году, с благословения епископа Варлаама, протоиреем Кочневым; так как Никольский храм был чрезвычайно мал, то, по просьбе притча и прихожан, в 1803 году Пермским епископом Иустином было разрешено сделать над трапезой в колокольне каменную пристройку для помещения придела во имя-же святителя Николая. Сооружение этой церкви было кончено только в 1808 году; освящение совершено протоиреем Николаем Вологодским 27 апреля 1809 года. Придел Никольский, в силу указа Пермской духовной Консистории, от 11 августа 1877 года, упразднен. Свято-Духовский храм был холодный, а придельные – теплые. Теперь же все три храма соединены и составляют одну теплую церковь. Когда произведено соединение, - данных нет. Пожаром, бывшим 27 сентября 1839 года, Свято-Духовской церкви были причинены повреждения как внутри, так и снаружи. Особенно значительны были повреждения наружные: на церкви и колокольне маковицы сгорели и кресты пали на землю. Колокола, коих было десять ( самый больший в 208 п. 35 ф.), пришлось снять и устроить для них отдельно деревянную звонницу. На исправление наружных повреждений требовалось употребить более 3500 р. асе. Священно-церковно-служители, с согласия своих прихожан, решили: а) храм во имя Сошествия Святого Духа построить в лучшем виде, в память посещения в 1845 году Екатеринбурга Его Императорским Высочеством Герцогом Максимилианом Лейхтенбергским; б) колокольню расположить в длину и ширину на десяти саженях и в ней устроить теплую церковь во имя святителя Николая и святого отрока Максимилиана; в) колокольню расположить на площади так, чтобы она была на углу этой площади, при пересечении улицы Симбирским трактом, и холодную церковь Свято-Духовскую – построить от колокольни в 5 саженях, в длину площади, к реке Исети и г) колокольне именоваться Максимилиановской. Планы на устройство церкви и колокольни прихожанами были препровождены при особом прошении 17 декабря 1845 года в Петербурге к главному начальнику Уральских заводов генералу В. А. Глинке, тогда находившемуся в столице, для представления, куда следует. План этот 3 апреля 1847 года Высочайше был утвержден. Преосвященным Ионою, епископом Екатеринбургским 21 сентября 1847 года было совершено освящение мест для колокольни храма, а 24 июля 1876 года, через 29 лет после заложения, епископом Екатеринбургским Вассианом храм в честь святого отрока Максимилиана был освящен. Церковь же Свято-Духовская, за неимением средств, а так же и потому, что старый Свято-Духовский храм крепок и достаточно поместителен, постройкой не начата и до сих пор. Временная же деревянная звонница была уничтожена в 1867 году, в силу указа Екатеринбургского духовного правления; на ее месте тогда же был построен памятник – «крест – часовня». Свято-Духовский храм с придельными в 1851 году усердием церковного старосты И. Т. Протопопова и некоторых прихожан были капитально ремонтированы; 11 ноября того же года преосвященным Ионою освящены. В 1882-1883 годах приделы Покровский и Златоустовский на средства Екатеринбургского купца О. К. Соловьева вновь были отремонтированы: вместо ветхих иконостасов, поставлены новые и на все местные иконы в северном приделе сооружены серебряные приделы. В 1897 году на деньги, пожертвованные купцом М. О. Рожновым, Максимилианоский храм из холодного был обращен в теплый и к сказанному храму пристроена паперть. В 1899 году иждивением церковного старосты М. Г. Королькова и некоторых прихожан стены Максимилиановского храма украшены «киотами – иконами» (числом 10). Из икон, имеющихся в храме, особенно чтится прихожанами икона Иверской Божьей Матери. Когда и кем внесена в храм эта икона, неизвестно. Перед ней, по пятницам, после литургии, читается акафист. Нужным считаем упомянуть, что в 1805 году из Златоустовского придела был похищен святым антиминем, а в 1828 году похищен ковчежец со святыми дарами. Свято-Духовская церковь обнесена железной оградой. Церкви принадлежит каменный лом в церковной ограде, построенный прихожанами «для пользы церкви» в 1821 году. В доме этом помещаются некоторые члены притча; кроме того, в Успенской улице церкви принадлежит дом с флигелем, пожертвованный в 1899 году купцом Трусовым, а также 4 каменных лавки и 8 деревянных. За аренду лавок на содержание церкви поступает до 1000 рублей в год. В 1888 году открыта церковно-приходская школа. Она помещается в верху Свято-Духовской церкви – там, где был Никольский придел.

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.

Другие статьи этого раздела:

 



Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!