Курс "Как искать своих предков"    Запись здесь

Публикации Коновалова Юрия Витальевича » Из истории формирования населения поселка Рефтинский

[XXXVII выездное заседание УИРО. 10 февраля 2007 г., Рефтинский.]

 

Краткий очерк ранней истории деревни Брусяны – самого старого населенного пункта в верхнем течении реки Пышмы.

 

Невьянский Богоявленский монастырь получил земли по Пышме в 1657/58 году. Но, видимо, приступил к их освоению не сразу. В переписи Верхотурского уезда 1659 года Пышминская заимка не названа. Через несколько лет, в 1662-1663 гг. южная часть Верхотурского уезда подверглась башкирским набегам и некоторое время, естественно, вопрос о создании новых поселений не вставал.

Неизвестно, было ли монастырское поселение на Пышме к 1670 году, когда приказчик Арамашеской слободы Илья Будаков писал на Верхотурье в челобитье: «В нынешнем во 178-м году по указу великих государей и по вашей верхотурской памяти велено мне прибирать в Арамашеве слободе вольных охочих людей на денежной оброк во крестьяня. И ныне сказывают многие люди: от Арамашевы слободы за днище вверх по Пышме реке на дороге Катайской, что ездят из Арамашевы слободы, на усть Ревуту речки, что падет в Пышму реку, есть де пахотные земли. И слобода заводить ли, и крестьян вновь на денежной оброк селить ли, буде отыщетца угожее место. А многие люди на то место вновь бьют челом и селитца хотят, потому что то место гораздо угоже пахотными землями и всякими угодьи.»

Воеводы распорядились провести разведку местности. Приписка на челобитье: «178-го июня в 16 день. Послать к нему память. Велеть того места для селидьбы досмотрить. И будет та земля угожа, а не Тобольского уезду, и ему на ту землю из денежного оброку с поруками селить.»

Казенная слобода на Пышме в 1670-е годы создана не была. Видимо, старцы Невьянского монастыря отстояли свое пожалованье. Но, в то же время у монастыря могло не хватать собственных возможностей для освоения земель по Пышме (при набеге было разорено монастырское село Покровское). Возможно, поэтому через несколько лет, в 1673/74 году, из Богоявленской заимки верхотурскими воеводами была выделена часть территории в пользу Тобольского владычного дома и на этих землях создана митрополичья слобода. Границы нового административного образования определялись следующим образом: «вверх по Пышме реке на левой на степной стороне з башкирского броду на запад до усть речки Ревутинки, вверх по той речке Ревутинке по обе стороны до вершины, а с вершины той Ревутинки лесными местами на вершину Шаты речки до озера Куртугуза, да по за катайской дороге от озера Куртугуза к Пышме реке до того башкирского броду и до дворового места. А смежна та земля Невьянского монастыря (со) Спаскою слободою. А дворового места на двести сажен да сенного выпуску на две версты».

1 апреля 1676 года население митрополичьей слободы приносило присягу («приводилось к кресту») новому царю Федору Алексеевичу. В списке присяги впервые появляется название Новая Пышминская слобода. Всего присягнули приказчик софийский (митрополичий) сын боярский Яким Уваров с сыном Фектистом и шесть семей пашенных крестьян. В монастырских владениях («Невьянской пустыни») присягнули пятеро слуг и вкладчиков, двое работников и семеро крестьян.

В 1679 году была проведена перепись владычных и монастырских земель Верхотурского уезда. В Митропольей слободе к этому времени была построена «часовня теплая Архистратига Михаила да великого святого Николы Чюдотворца. Из других построек – двор приказчика, «а на том дворе строения: башня, да под башнею две избы, да на дворе ж два анбара хлебные». Руководили слободой в это время приказчик софийской сын боярский Петр Безсонов и старец Михайло. Крестьянских дворов насчитывалось шеснадцать, все переведены из других владений Тобольского архиепископа: тринадцать из Устьницынской слободы, трое – из Покровской. Территория описана так: «А по мере тое Митропольи слободы пашенных и непашенных земель и сенных покосов чистых и лесом порослых и кочковатых и мокрых мест от башкирского броду вверх по Пышме реке до речки Ревутинки и по другую сторону той речки восмь верст, а поперег от Пышмы реки до Куртугуза озера четыре версты, да от Пышмы ж реки до вершин Шаты и Ревутинки речек по три версты».

В 1680 году в Верхотурском уезде проводилась перепись населения и хозяйственных угодий. В ходе её писец Л. М. Поскочин выяснил, что передача земель от монастыря к митрополиту в 1673/74 году прошла с нарушением правовых норм. Разрешение воевод не было подкреплено царским указом. Под этим предлогом Митрополья слобода была возвращена в казенное ведомство. При этом все владычные крестьяне подлежали переселению в другие владычные ж слободы.

Срочным порядком строился острог. Организовывать государеву Новопышминскую слободу был назначен тот самый сын боярский Семен Будаков, который десять лет назад предлагал ставить слободу на Пышме. В помощь ему был придан верхотурский подьячий Евдоким Иванов. О скоропалительности строительства свидетельствует тот факт, что уже собрав по разнарядке крестьян и строительный лес со всего Верхотурского уезда, руководители начали выяснять, где же им ставить острог. Собранным казакам и крестьянам был учинен поголовный опрос, но никто из них местным жителем не являлся и вряд ли мог что-то посоветовать.

Выход был найден просто – острог поставили на месте митрополичьего поселения, тем более что бросать полтора десятка крестьянских изб было бы не по хозяйски. Из отписки в Верхотурье от 30 октября 1680 г.: «Сенька Будаков челом бьет. В нынешнем во 189-м году <…> велено мне на Пышме реке, что была Митрополья слобода, и в котором месте острогу быть пристойно, и то место осмотреть и описать имянно и какие в том месте крепости и сколь далеко от Верхотурья. И октября в 8 день работные люди острог поставили с трех сторон, а с четвертую сторону ставят. И башни глухие срубили до абламов, а проезжую башню срубили дватцать рядов. А судную избу и анбар и прикащичей двор обложили и работные люди учали рубить.

Но наспех сработанное редко бывает качественным. В 1681/82 году следующий приказчик Новопышминской слобод – Михаил Мещеряков – сообщал: «Новой Пышминской острог стоит не у места, в косогоре, и крепостей никаких нет, приступ со всех сторон, из-за Пышмы реки с камени, из-за ключа в острог видеть же, а стретью стону с приезду из-за дворов острогу и башен не видеть, а дворы стоят возле надолобы, а от острогу вверх по Пышме реке до речки Брусянки сажень с полтора(ста?), и то место крепко с одну сторону Пышма река, а с другую сторону речка Брусянка,а к тому месту приступ с одну сторону». Через пару лет острог совсем пришел в негодность. Из крестьянской челобитной от 1684 года: «заведена та Новая Пышминская слобода и беломесные казаки и крестьяне поселены и острог построен не в угожем месте и не в крепком месте под горами и з гор в острог <…> острог пошатился и розвалился и башни не довершены и в осадное время им крестьяном от воинских людей сидеть будет негде.»

Вскоре для острога было найдено новое место. И хотя еще 5 января 1684 года крестьяне получили разрешение строить в Новопышминском остроге церковь, в ответ на их челобитье 5 марта 1684 года новопышминскому приказчику Матвею Якубовскому был отправлен наказ о переносе острога: «велели тот острог на иное место перенести против заимки Спаские на Пышму ж реку на туж Катайскую болшую проезжею дорогу на гору, где бывало старое татарское городище у старого Калмытцкого броду». На описанном месте и в наши дни стоит село Новопышминское.

Но не все были довольны переносом центра слободы. Жители старого острога чувствовали себя настолько ущемленными, что категорически отказались участвовать в обустройстве нового острога, о чем сообщал в июле 1685 года приказчик Иван Ежевской. В этом же сообщении старое Новопышминское поселение впервые названо деревнею Брусянкою. Естественно, что и новый храм начали сооружать не в старом, а в новом остроге. Возник конфликт с представителем митрополита – десятильником Екимом Ушаровым, который отказался отдавать отданные в его часовню на хранение иконы, приобретенные крестьянами слободы для новой церкви. Другой представитель духовенства - посельной старец Дорофей – вообще начал деятельность по развалу казенной Новопышминской слободы. Из той же отписки Ивана Ежевского: «А вновь в слободу во крестьяне и в беломестные казаки из окольных слобод не селятца для того, что посельной старец Дорофей сказывает им у себя: прислан де с Москвы список з грамоты. И отошла де Новопышминская слобода за Невьянской монастырь.»

Но все конфликты и недоразумения со временем разрешились. И в дальнейшем деревня Брусянская была рядовым селением Новопышминской слободы, которое к 1710 году окружили новые деревни – Шатская, Рудакова (Рудянская) и Ершова. Единственное, что выделяло Брусянскую из окружающих деревень – наличие церкви, которую, очевидно, со временем все-таки построили. В 1710 году  в деревне насчитывалось пять дворов церковныв и двадцать три крестьянских.

В переписи 1719 году церковь в Брусянке не упоминается. А ближайшая деревня Ершева с этой переписи именуется Знаменским погостом. Очевидно, что между 1710 и 1719 гг. приход был перемещен в более подходящее место, причем со сменой названия. Произошло в этот период и некоторое сокращение населения деревни – в 1719 году в ней насчитывалось пятнадцать крестьянских и три бобыльских двора.

 

Краткий обзор происхождения некоторых фамилии поселка Рефтинский.

 

Среди жителей Рефтинского встречаются фамилии ИВАНОВЫ, КУЗНЕЦОВЫ и ПОПОВЫ. Это самые распространенные русские фамилии, которые можно найти практически в любом районе с русским населением. Поэтому давать какой-либо обзор по этим фамилиям нецелесообразно.

По менее распространенным фамилиям предлагаются краткие справки. В справках приведены сведения только о семьях, встретившихся до 1719 года в Новопышминской и Белоярской слободах. У некоторых из нижеприведенных семей известны однофамильцы и в других районах Среднего Урала.

БЕРСЕНЕВЫ. Вероятный родоначальник – Иван Берсень, в 1579 году крестьянин деревни Пянтег на Каме Чердынского уезда. С 1601/02 года начали переселяться в Верхотурье, где служили в стрельцах. В 1617/18 году вернулись в крестьянское сословие и в течении нескольких лет переселились в Тагильскую слободу, где основали деревню Берсеневу. К 1680 году расселились в деревни Шипицыну и Фомину, к 1719 году – в деревни Смагину и Фексину. Часть шипицынских Берсеневых с 1680 года стали писаться МУРАШОВЫМИ. Из деревень Берсеневой и Фоминой к 1710 году расселились в деревню Сухоложскую Новопышминской слободы, где с 1719 года часть семьи стала писаться ШАНТАРИНЫМИ. В 1719 году Берсеневы также отмечены в деревне Деевых Арамашевской слободы.

БОРОВСКИХ. Родоначальник – Емельян Яковлевич. В 1710 году – крестьянин Новопышминской слободы, деревни Шатской. Его сын и внуки числились разночинцами и жили в центральном поселении слободы. Еще один Боровский – Федор Павлович – в 1719 году был крестьянином Белоярской слободы, деревни Грязнухи.

В Верхотурском уезде в XVII веке известно несколько семей Боровских. Одна, происходящая из под Вологды, пришла в 1601/02 году, прослеживается вплоть до 1719 года в Верхотурском подгородье в деревне Боровской на Салде. Другая прищла в начале 1660-х гг. из Чердынского уезда; в 1680 году проживала в деревне Рычковой Тагильской слободы. Неизвестно, восходят ли новопышминские и белоярские Боровские к одной из этих семей.

ВАЛОВЫ. Известны как крестьяне Новопышминской слободе с начала XVIII века. В 1710 году – в деревне Брусянской, с 1719 года – в Знаменском погосте. Фамилия писалась также «ВОЛОВЫ». За пределами Урала фамилия отмечена в Вологодском и Вятском уездах.

ВОРОБЬЕВЫ (1). Родоначальники – Насон Ярофеевич с братьями. Пришли из Соликамского уезда. С1655 года известны как крестьяне Невьянской слободы в деревнях Костинской и Фоминой. Насон в 1680 году служил мельничным засыпкой. К 1709 году из деревни Фоминой часть семьи переселилась в Бичурский десяток, оттуда к 1719 году – в деревню Чудову Белоярской слободы.

ВОРОБЬЕВЫ (2). Родоначальник – Петр Андреевич. Известен в деревне Курьинской Новопышминской слободы с 1710 года. Происхождение неизвестно.

ЕЛЬКИНЫ (1). Родоначальник – Елизар (Елька) Родионович. Фиксируется документами с 1626 года как новоприборный крестьянин Верхотурского подгородья. С того же года отмечен и в Тагильской слободе, где семья проживала в дальнейшем. В 1680 году жили в деревне Пуреговой. С начала XVIII века известны также в Белоярской слободе; с 1710 года - в деревне Клевакиной, с 1719 года – в деревне Мухлыниной. В 1719 году отмечены в Каменской слободе, деревне Черноусовой. Из тагильских Елькиных в 1703 году двое были взяты на Алапаевский завод. При написании фамилии встречается вариант «ЕЛИНЫ».

ЕЛЬКИНЫ (2). Родоначальник – Карп Васильевич. С начала XVIII века известен в Новопышминской слободе: в 1710 году как ОСИНЕЦ, в 1719-1725 – ЕЛЬКИН.

ИЗМОДЕНОВЫ. Родоначальник - Сергей Ларионович; пришел в Верхотурский уезд с Вятки с посада Слободского городка в 1650/51 году. В конце XVII века семья известна также под фамилией ВЯТЧАНИНЫ. Первоначально поселились в Тагильской слободе, деревне Шипицыной, 1719 года отмечены также в деревне Трясковой. С 1710 года известны в Белоярской слободе в деревне Грязнухе.

ИСАКОВЫ. Родоначальник – Исак Васильевич, уроженец Казанского уезда, переселившийся в 1621 году в Невьянскую слободу Верхотурского уезда. Первоначально семья жила в деревне Елань на Нейве. С 1640 по 1646 гг. переселились в Арамашевскую слободу, где основали деревню Исакову. Часть семьи отселилась в деревню Глинку (ныне – село Глинское), где стали писаться ГЛИНСКИМИ (впервые в 1659 году). К 1680 году поселились также в деревне Катышке, к 1719 году – в Кочневой. В Арамашевской слободе некоторые члены семьи перешли в казачество. В 1667/68 году из деревни Исаковы отселились в Мехонскую слободу на Исеть, где служили в драгунах под фамилией СМОЛИНЫ. К 1710 году ИСАКОВЫ поселились в Белоярской слободе, в деревнях Большой Фоминой и Грязнухе; к 1719 году – в деревне Гагарской. Из Грязнухи к 1719 году под фамилией НЕКРАСОВЫ переселились в деревню Некрасову, которую, видимо, сами и основали. Семья в деревне Фоминой в 1719 году написана ВАРЛАМОВЫМИ. Часть ГЛИНСКИХ к 1710 году также поселилась в Белоярской слободе, с 1719 года – в деревне Костоусовой. Из Глинских выделились РЫЧКОВЫ, часть которых к 1719 году поселились в Мурзинской слободе, деревне Соколовой.

КОКОВИНЫ. Известны с 1710 года в Новопышминской слободе, в деревнях Брусянской, Рудаковой (Рудянской) и Шатской. Происхождение неизвестно; фамилия встречалась в Вологодском, Каргопольском и Кунгурском уездах.

КОСТРОМИНЫ. Родоначальник – Ефтифей Григорьевич, возможно, выходец из Костромского уезда. С 1626 года – крестьянин Невьянской слободы, в 1652 году его на тягле сменили сыновья. С 1659 по 1719 гг. семья прослеживается в деревне Костроминой (Костромской) на Режу, видимо, ими основанной. В начале XVIII века (1709-1710 гг.) часть семьи жила в Бичурском десятке, где на современной карте показано урочище Кострома. К 1719 году изБичура Костромины переселились в деревню Чудову Белоярской слободы.

КОЧНЕВЫ. Родоначальник - Василий Алексеевич; пришел в Верхотурский уезд в Невьянскую слободу из Казанского уезда в 1621 году. Первоначально семья жила в деревне Ветлугиной на Режу. К 1659 году переселились в деревню Кочневу, которую, видимо, и основали. В 1662 году имели двор в деревне на Глинках (сейчас – село Глинское Режевского района). К 1669 году часть семьи переселилась в Арамашевскую слободу, где основали еще одну деревню Кочневу (вошла в черту города Режа); позже отмечены в деревнях Мироновой (с 1696 года) и Забегаловой (с 1719 года). С 1709 года семья известна в Белослудской слободе, в деревнях Кочневой и Желонской. С начала XVIII века известны также в Белоярской слободе; с 1710 года - в деревне Клевакиной, с 1719 года – в деревне Мосиной. С начала XVIII века отмечено выделение новых фамилий: РЫШКОВЫ (в деревне Сохаревой Арамашевской слободы), РЯКИНЫ (в деревне Кочневой Невьянской слободы).

МЕЛЬНИКОВЫ (1). Родоначальник – Дементий Афанасьевич, служивший в 1648-1649 гг. мельничным засыпкой Невьянской Режевской мельнице, 1657-1666 – мельником Туринской мельницы. Сообщается, что в мельники его поставили в 1654/55 году из пашенных крестьян. Его сын Иван писался с фамилией МЕЛЬНИКОВ. В 1680 году он служил ямщиком в Верхотурье, в 1719 году – казаком в Белоярской сл., дер. Мухлыниной. У него на подворье в 1719 году жил бобыль Трофим Павлов МЕЛЬНИКОВ.

МЕЛЬНИКОВЫ (2). Михаил Ильич и сыном. В переписи 1719 года – крестьянин Новопышминской слободы, деревни Ирбитской с припиской «При Алапаевских заводах». В 1725 году с припиской «бежал».

МИРОНОВЫ. Родоначальник – Мирон Кузьмин, в 1624 году – верхотурский посадский, в 1626-1652 гг. – кр-н Невьянской слободы, служивший некоторое время в Арамашевской слободе в казаках. Его дети к 1659 году переселиличсь в Арамашевскую слобу, где основали деревню (позже – село) Мироново. Старшая ветвь семьи стала писаться ОКСЕНОВЫМИ (впервые – в 1719 году).

С 1719 года МИРОНОВЫ отмечены в деревне Мосиной Белоярской слободы. Связь их с арамашевскими МИРОНОВЫМИ не выявлена.

ОСИНЦЕВЫ. Новопышминские ОСИНЦОВЫ известны с 1710 года в центральном поселении слободы, с 1719 года – также в деревне Кунарской. Судя по фамилии, - выходцы из Осинского уезда.

В Верхотурском уезде с 1632 по 1719 гг. прослеживается семья уроженцев Соликамского уезда ОСИНЦОВЫХ, писавшихся также ДЕБНИЦОВЫМИ, в Невьянской, Усть-Ирбитской и Белослудской слободах.

САВИНЫ(Х) (1). Родоначальник – некий Сава (Савелий), уроженец Казанского уезда, волости Середней Отары; пришел «в Сибирь» в 1640/41 году. Его сыновья жили в Невьянской слободе в деревне Первуновой. К 1710 году расселились по деревням Новопышминской слободы – Рудаковой (Рудянской), Брусянской и Кунарской.

САВИНЫХ (2). Тихон Антипович с сыновьями записаны в 1719 году крестьянами Белоярской слободы, села Клевакинского.

ТОПОРКОВЫ. Родоначальник – Назар (Богдан) Александрович по прозвищу ТОПОРОК. Пришел в Верхотурский уезд с Вологды в 1601/02 году. Изначально имел хозяйство на Туре; с 1616/17 года переселился на Мугай, где основал деревню Топоркову. В 1719 году отмечены также в тагильской деревне Губиной. В 1709 году представители семьи жили в Антоновском десятке Невьянской слободы. В начале XVIII века семья расселилась в Белоярскую слободу: к 1710 году - в деревню Грязнуху, в 1719 году – также в Мосину и Некрасову.



Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!